Кристофано весьма усердно справился с этой задачей и добился
того, что количество этих портретов, добытых им вплоть до
сегодняшнего дня и занимающих целых три ряда в одной из
гардеробных названного синьора герцога, как будет сказано
в другом месте, при описании его сокровищ, превышает двести
восемьдесят единиц, включая князей церкви, императоров,
королей и других государей, военачальников, литераторов,
— словом, всех, кто по той или иной причине приобрел славу
и известность(2). Ведь, по правде говоря, мы обязаны Джовио
и герцогу за все труды и старания, потраченные им на это
дело. В самом деле, не только комнаты государей, но и комнаты
многих частных лиц украшаются в соответствии с родиной,
семейным происхождением и склонностями каждого из их хозяев,
портретами того или другого из названных мужей. И вот Кристофано,
остановившись на этом роде живописи, отвечающей его таланту,
или, скажем, призванию, мало что другого и делал, как человек,
вынужденный извлекать из этого как можно больше чести и
пользы.
Стефано Пиери (Stefano Pieri) и Лоренцо делла Шорина (Lorenzo
Vapjani) тоже питомцы Бронзино. И тот и другой проявили
себя в похоронах Микеланджело и в свадебных торжествах Его
Высочества так, что были причислены к нашим академикам(3).
Из той же школы Понтормо и Бронзино вышел и Баттиста Нальдини
(Battista Naldini), о котором уже говорилось в другом месте
и который после смерти Понтормо, проведя некоторое время
в Риме, где он ревностно изучал свое искусство, худ. Баттиста
Нальдини / Снятие со крестамногое для себя приобрел и сделался
опытным и смелым живописцем, как о том говорят многие произведения,
исполненные им для досточтимого дона Винченцио Боргини,
широко пользовавшегося его услугами и помогавшего и ему
и Франческо из Поппи (Francesco Morandini /Il Poppi/), многообещающему
юноше, ныне нашему академику, показавшему себя с лучшей
стороны во время свадебных торжеств Его Высочества, а также
другим опекаемым им молодым людям, которым дон Винченцио,
постоянно предоставляет и работу и помощь. Он уже свыше
двух лет пользуется услугами Баттисты, который помогает
и Вазари в его работах в герцогском дворце во Флоренции,
где он благодаря соревнованию со многими другими, работающими
в том же месте, многое для себя приобрел, так что он сейчас
стоит наравне с любым другим из наших молодых академиков.
А то, что больше всего нравится тем, кто может об этом судить,
— это его расторопность и способность творить без всякого
напряжения. На алтарном образе, написанном им маслом и находящемся
в одной из капелл флорентинского аббатства черных монахов,
Баттиста изобразил Христа, несущего крест, вещь, в которой
много очень хороших фигур. Между тем у него в работе и другие
произведения, в которых он покажет себя мастером своего
дела(4).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Джованмариа Буттери родился в 1550 г., умер в 1606 г. (упоминается
также в биографии Микеланджело).
2
Кристофано ди Папи, прозванный Альтиссимо, был в Комо в
1552—1560 гг., во Флоренции в 1562 г., умер в 1605 г. Портреты,
о которых рассказывает Вазари, находятся во флорентинском
музее Медичео и в коридоре, ведущем из Палаццо Веккьо в
палаццо Питти.
3
Стефано Пиери родился в 1542 г., умер в 1629 г.; Лоренцо
ди Филиппо Вапяни, прозванный Шорина, родился около 1535
г., умер в 1598 г. Об обоих см. биографию Микеланджело.
4
Баттиста Нальдини родился в 1537 г., умер в 1591 г. (см.
о нем также биографии Понтормо и Микеланджело). Был помощником
Вазари в работах в Палаццо Веккьо (см. автобиографию Вазари).
Франческо Логандини, прозванный Поппи, родился в 1544 г.,
умер в 1597 г. (свадебные торжества Франческо Медичи происходили
в 1565 г.). Упомянутый алтарный образ Нальдини — на старом
месте.
|