Далее, в церкви Санта Мариа делла Паче, в капелле, пост
роенной кардиналом Чезио, он расписал весь свод, отделанный
лепниной и расчлененный на четыре прямоугольника, изобразив
в них Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в
Египет и Избиение младенцев, в целом — работа весьма похвальная
и исполненная с выдумкой, со вкусом и с усердием. Вскоре
после чего в той же церкви тот же Джироламо написал на доске
алтарь с изображением Рождества Христова и далее, в ризнице
римской церкви Санто Спирито маслом на дереве — Сошествие
св. Духа на апостолов, вещь весьма изящную. Равным образом
в церкви немецкой колонии Санта Мариа де Анима он расписал
фресками всю капеллу Фуггеров, в которой раньше Джулио Романо
написал алтарный образ с большими историями из жития пресвятой
Богородицы. А в церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли он для
главного алтаря написал великолепнейшее Распятие в окружении
нескольких ангелов, Богоматери и св. Иоанна и, кроме того,
по обе стороны от этого образа две большие картины и на
каждой из них по одной фигуре высотой в девять пальм, а
именно св. апостола Якова и св. епископа Альфонсо, и видно,
что он в обе эти вещи вложил немало знаний и труда. На.площади
Джудеа в церкви Сан Томмазо он целиком расписал ту капеллу,
которая выходит во двор дома Ченчи, изобразив Рождество
Богородицы, Благовещение и Рождество Христово. Для кардинала
Каподиферро он в его дворце расписал очень красивый зал,
изобразив подвиги древних римлян, в Болонье же он еще до
того в церкви Сан Мартино написал запрестольный образ главного
алтаря, получивший всяческое одобрение(1).
Для синьора Пьер Луиджи Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы,
которому он одно время служил, он написал много вещей, в
частности картину высотой в восемь пальм, находящуюся в
Пьяченце, написанную им для одной капеллы и изображающую
Богоматерь, св. Иосифа, св. Михаила, св. Иоанна Крестителя
и ангела(2).
По возвращении своем из Ломбардии он для церкви Минервы,
а именно в коридоре ризницы написал Распятие, а в самой
церкви — другое, позднее же написал маслом св. Екатерину
и св. Агату; в церкви же Сан Луиджи, соревнуясь с болонцем
Пеллегрино Пеллегрини и с флорентинцем Якопо дель Конте,
— историю фреской.худ. Джироламо Сиччоланте / Портрет кардинала
Недавно в церкви Сант Ало, что насупротив флорентинского
сообщества Мизерикордия, он маслом на доске высотой в шестнадцать
пальм изобразил Богоматерь, св. апостола Иакова и святых
епископов Элигия и Мартина. В церкви Сан Лоренцо ин Лучина,
в капелле графини ди Карпи, он написал фреской св. Франциска,
приемлющего стигматы. При папе же Пие IV он, как уже говорилось,
в Королевской зале над дверью в Сикстинскую капеллу написал
фреской весьма хваленую историю о том, как французский король
Пипин дарит город Равенну римской церкви и берет в плен
лангобардского короля Астольфа. В нашей Книге помимо многих
других собственноручных рисунков Джироламо хранится его
рисунок и к этой фреске. Наконец, у нас в настоящее время
находится в работе капелла кардинала Чезис в церкви Санта
Мариа Маджоре, где им уже выполнен большой запрестольный
образ с изображением мучения св. Екатерины между колес,
великолепнейшее живописное произведение, подобное другим,
над которыми он неустанно и весьма прилежно работает как
в этой капелле, так и в других местах(3).
Я не буду упоминать о портретах, картинах и других более
мелких произведениях Джироламо, ибо, не говоря уже о том,
что несть им числа, вполне достаточно и вышеперечисленных,
чтобы признать в нем превосходного и достойного живописца.
Упомянув выше, в жизнеописании Перино дель Ваги, что мантуанский
живописец Марчелло в течение долгих лет работал под его
руководством над многими произведениями, принесшими их автору
широкую известность, я, переходя к частностям, скажу здесь,
что он в свое время написал для церкви Санто Спирито запрестольный
образ и расписал в ней целиком всю капеллу св. Иоанна Евангелиста,
поместив в эту роспись портрет одного из командоров ордена
св. Духа, построившего эту церковь и учредившего названную
капеллу. Портрет этот очень похож, алтарный же образ в высшей
степени прекрасен. Поэтому один из братьев хранителей печати,
увидав его прекрасную манеру, заказал ему написать фреской
в церкви Санта Мариа делла Паче над дверью, ведущей из церкви
в обитель, отрока Иисуса Христа, спорящего с книжниками,
— великолепнейшее произведение. Однако, поскольку он, пренебрегая
крупными вещами, всегда увлекался портретами и вещами небольшого
размера, он и написал их бесчисленное множество, в том числе
несколько небольших портретов папы Павла III, прекрасных
и очень похожих. Множество мелких вещей были им сделаны
также и по рисункам Микеланджело и с его произведений; так,
например, он в маленьком размере повторил всю стеыу Страшного
суда, и получилась вещь редкостная и отлично исполненная.
Да и в самом деле, поскольку речь идет о вещах малого масштаба,
лучшего сделать невозможно. Поэтому-то в конце концов и
любезнейший мессер Томмазо Кавальери, который ему неизменно
благоволил, заказал ему написать по рисункам Микеланджело
прекраснейшее Благовещение Богоматери для церкви Сан Джованни
Латерано. Собственноручный же рисунок Буонарроти, с которого
он писал, племянник Микеланджело Леонардо Буонарроти подарил
герцогу Козимо вместе с другими рисунками фортификаций,
архитектурных проектов и других редкостных вещей. И этого
хватит о Марчелло, который до самого последнего времени
продолжает работать над мелкими вещами, выписывая их с предельной
и невероятной терпеливостью(4).
Что же касается флорентинца Якопо дель Конте, который, как
и вышеназванные живописцы, живет в Риме,худ. Джироламо Сиччоланте
/ Мадонна с младенцем достаточно будет, если я о нем, помимо
того что уже было сказано здесь и в других местах, приведу
еще несколько других подробностей. Так, имея с юных лет
большую склонность к изображению натуры, он решил, что это
и будет его главной профессией, хотя при случае и писал
образа и фрески, особенно в Риме и в его окрестностях. О
портретах же его, всех не перечисляя, что завело бы нас
слишком далеко, скажу только, что вплоть до папы Павла III
он написал портреты всех предшествовавших ему первосвященников
и всех сколько-нибудь значительных синьоров и посланников
папского двора, равно как и всех полководцев и великих людей
из семейства Колонна и Орсини, а также синьора Пьеро Строцци
и бесчисленное множество епископов, кардиналов и прочих
больших прелатов и синьоров, не говоря о многих литераторах
и иных благородных мужах, благодаря которым он и приобрел
в Риме известность, уважение и пользу. Потому-то он и живет
в этом городе со всей семьей в довольстве и в почете. Он
смолоду рисовал настолько хорошо, что все надеялись, если
бы он только продолжал в том же духе, увидеть в нем художника,
который обещает быть превосходным мастером и действительно
им становится, однако, как я уже говорил, обратился он к
тому, к чему чувствовал в себе природное влечение. И все
же его произведения нельзя не хвалить.
На деревянном образе в церкви Санта Мариа дель Пополо его
рукой изображен мертвый Христос, а на другом, написанном
им для капеллы св. Дионисия в церкви Сан Ауиджи, — этот
святой с историями из его жития. Однако самое лучшее из
всего, что было когда-либо им сделано, — две истории фреской,
написанные им в свое время, как уже говорилось, во флорентинском
сообществе Мизерикордиа вместе с запрестольным образом,
написанным маслом и изображающим Снятие со креста с распятыми
разбойниками и лишившейся чувств Богоматерью — великолепными
фигурами, исполненными им мастерски и с большой для себя
честью. По всему Риму им было выполнено множество картин
в разных манерах и много мужских и женских портретов во
весь рост, одетых и обнаженных, которые очень хороши, настолько
они были натуральны. Писал он также при случае много и головных
портретов с разных, побывавших в Риме, знатных дам и княгинь.
Так, мне известно, что в числе прочих он в свое время написал
портрет синьоры Ливии Колонна, женщины знатнейшей как по
чистоте крови и добродетели, так и по несравненной своей
красоте. Однако уже достаточно сказано о Якопо дель Конте,
который здравствует и продолжает работать не покладая рук(5).
Я мог бы назвать имена и произведения также и других наших
тосканцев и уроженцев других областей Италии, которых я
опустил с легким сердцем потому, что многие из них по старости
лет уже не работают, а другие, которые молоды и еще только
пробуют, получают известность не столько благодаря чужим
писаниям, сколько благодаря собственным творениям. Но так
как Адоне Дони из Ассизи и поныне здравствует и продолжает
работать, я, хотя и упоминал о нем в жизнеописании Кристофано
Герарди, все же приведу некоторые подробности о его произведениях
— многочисленных алтарных образах в Перудже и во всей Умбрии,
и в частности в Фолиньо. худ. Джироламо Сиччоланте / Святое
семейство с Иоанном-КрестителемОднако лучшие его вещи находятся
в Ассизи, в церкви Санта Мария дельи Анджели, в той небольшой
капелле, где умер св. Франциск, а именно — несколько написанных
маслом по стене и весьма хваленых историй из деяний этого
святого, не говоря о том, что на торцовой стене трапезной
этой обители им написаны фреской Страсти Христовы, и о том,
что им вообще создано много произведений, делающих ему честь,
в то время как его прирожденное благородство и его обходительность
заставляют ценить в нем человека ласкового и отзывчивого(6).
Таким же признанием пользовались и в Орвието двое молодых,
один из них — живописец по имени Чезаре дель Неббиа, а другой
— скульптор... (пропуск в тексте). Оба они, если будут продолжать
в том же духе, уже далеко на пути к тому, что их городу,
который для своего украшения постоянно приглашал чужих мастеров,
уже никого не придется искать на стороне(7). В Орвието же,
в церкви Санта Мариа, соборе этого города, работает молодой
живописец Никколо делла Помаранче, который, написав алтарный
образ с Воскрешением Лазаря и несколько других произведений
фреской, показал этим, что приобретает известность наряду
с другими художниками, названными выше(8).
Поскольку же мы закончили обзор наших ныне здравствующих
мастеров Италии, скажу только, что, услыхав о том, что всем
им нисколько не уступает некий флорентинский скульптор Лодовико,
который, как мне говорили, создал в Англии и в Вари значительные
произведения(9), не найдя, однако, здесь, в Италии, ни родственников
его, ни семьи и не видев его вещей, я не мог помянуть о
нем так, как я этого хотел бы, и вынужден был ограничиться
только тем, что назвал его по имени.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Джироламо Сиччоланте родился в 1521 г., умер в 1580 г. (см.
также биографию Перино дель Ваги выше). «Св. Петр, св. Стефан
и Иоанн Креститель» теперь в римском палаццо Каэтани (датируется
1541 г., приписывается также Перино дель Ваге); «Мертвый
Христос» — в галерее Рачинского в Познани; работы в церкви
Санта Мариа делла Паче также сохранились. В церкви Санто
Спирито сохранилось «Сошествие св. Духа», но работы Якопо
Цукки; о сохраыившихся фресках в капелле Фуггеров см. также
биографию Джулио Романо; «Распятие» из церкви Сан Якопо
дельи Спаньуоли теперь в церкви Санта Мариа ди Монсеррато
(но фигуры святых Якова и Альфонса там отсутствуют); сохранились
и фрески церкви Сан Томмазо деи Ченчи, росписи впалаццо
Каподиферро (теперь Спада) и алтарный обраэ в болонской
церкви Сан Мартино (1548).
2
Сиччоланте был в Пьяченце в 1543—1547 гг., «Богоматерь со
святыми и ангелом» находится теперь в галерее Пармы.
3
Оба «Распятия» не сохранились; «Св. Екатерина» и «Св. Агата»
и теперь в той же церкви; сохранилось и «Крещение» в церкви
Сан Луиджи (рядом с работами Пеллегрино Тибальди и Якопо
дель Конте, о котором см. ниже прим. 5); «Богоматерь со
святыми» в церкви Сант Ало (Сант Элиджо деи Феррари); фреска
в Королевской зале (Сала Реджа) и рисунки Джироламо не сохранились;
фреска в церкви Сан Лоренцо ин Лучина и образ со св. Екатериной
(на прежнем месте, в капелле Чеэис, теперь Массимо) сохранились.
4
О Марчелло Венусти из Комо (1515—1599) см. биографию Перино
дель Ваги. Работы в церкви Санто Спирито существуют; фрески
в церкви Санта Мариа делла Паче, портреты и мелкие вещи
не сохранились; копия «Страшного суда» — в Неаполитанской
пинакотеке; «Благовещение» — в ризнице церкви Сан Джованни
ин Латерано; рисунок Микеланджело не сохранился (в Уффици
хранится его копия, возможно Венцети).
5
Якопо (Якопино) дель Конте родился в 1510 г., умер в 1589
г. Помимо портрета Микеланджело во французском собрании
Ше д'Эстанж (существуют и реплики) Якопо приписываются портреты
в Берлине, в собрании Мишель в Майнце и в римской галерее
Корсини. «Мертвый Христос» не сохранился; в церкви Сан Луиджи
находится алтарный образ Якопо с «Проповедью св. Ремигия»
(ему же приписывается находящаяся там же «Битва с неверными»).
Кроме того, сохранились его фрески в церкви Сан Джованни
Деколлато: «Пророчество Захарии» (1535), «Проповедь Иоанна
Крестителя» (1538), «Рождество Христово» (1541). Портрет
Ливии Колонна не сохранился, судьба других портретов неизвестна.
6
Адоне Дони родился в 1500 г., умер в 1571 г.; в Фолиньо
сохранились его фрески в церкви Санта Анна и «Мученичество
св. Екатерины» в церкви Санта Катерина; в Ассизи сохранились
лишь «Страсти Христовы» (1561 г.).
7
Работы Чезаре Неббиа (1536—1614) сохранились в Орвието:
в соборе («Распятие» 1573 г.), церкви Сан Доменико («Взятие
Христа» 1575 г.) и в Городском музее («Рождество Богоматери»
1582 г.).
8
Пикколо Чирчиньяни (делла Помаранче) родился в 1517 г.,
умер в 1596 г.; упомянутое «Воскрешение Лазаря» принадлежит
не ему, а Джироламо Муциано.
9
О скульптуре Лодовико другие сведения отсутствуют.
|