Так
что и Микеланджело пришлось полюбить его больше всех других
своих друзей и доверять ему настолько, что никому так охотно,
как Граначчи, не рассказывал о разных вещах и не сообщал
обо всем, что знал тогда в искусстве. И вот, когда они вместе
были в мастерской Доменико Гирландайо, вышло так, что Граначчи,
считавшийся лучшим из учеников Гирландайо, как обладавший
наибольшим изяществом в работе темперой и наилучшим рисунком,
помог Давиду и Бенедетто Гирландайо, братьям Доменико(2),
закончить образ главного алтаря в Санта Мариа Новелла, оставшийся
после смерти названного Доменико незавершенным, и в этой
работе Граначчи приобрел очень много. И после этого он выполнил
в той же манере, что и названный образ, много картин, одни
из которых находятся в домах граждан, другие же ушли из
города. А так как он был весьма обходительным и знал толк
в разного рода убранстве, каким во время масленичных празднеств
обряжался весь город, великолепный Лоренцо Медичи всегда
пользовался его услугами во многих подобных вещах, и в особенности
в маскараде, представлявшем триумф Павла Эмилия по случаю
победы, одержанной над некиими чужими народами. В этом маскараде,
изобиловавшем прекрасными выдумками, Граначчи, хоть и был
еще молод, проявил себя так, что удостоился наивысших похвал.
Не умолчу здесь о том, что названный Лоренцо деи Медичи
был первым изобретателем этих маскарадов, представляющих
то или другое и именуемых во Флоренции «Песнями», какие
раньше в иные времена не устраивались(3).
Подобным образом и в 1515 году для великолепного и пышнейшего
убранства по случаю приезда папы Льва X деи Медичи Граначчи
был занят ученейшим и талантливейшим мужем Якопо Нарди,
который, по поручению правительства Восьми, худ. Франческо
Граначчи / Христос во гробе, поддерживаемый Богоматерьюустроил
прекраснейший маскарад, представлявший триумф Камилла. Все,
что в этом маскараде касалось живописи, Граначчи осуществил
так красиво и нарядно, что никто лучшего и вообразить не
мог бы. Слова же, сочиненные Якопо, начинались так:
Смотрите все: как бы с небес нисходит,
Сияя славою, Флоренция родная —
и так далее. Граначчи придумал также для того же убранства,
а также и потом и раньше много постановок для комедий и,
работая с Гирландайо, делал флаги для галер, знамена и гербы
для нескольких кавалеров золотой шпоры по случаю их публичного
въезда во Флоренцию — и все это за счет капитанов гвельфской
партии, как это было в обычае тогда и как это было принято
еще недавно и в наши дни. Равным же образом, когда собирались
дружины и устраивались турниры, он придумал много красивых
одеяний и доспехов. Все такого рода развлечения, свойственные
флорентинцам и отменно забавные (там можно было видеть,
как всадники, почти что прямо стоя на своих коротко подтянутых
стременах, ломают копья с такой же непринужденностью, как
воины, крепко притороченные к луке седла), устраивались
и по случаю упоминавшегося посещения Львом Флоренции.
Помимо другого, Граначчи соорудил также насупротив дверей
аббатства прекраснейшую триумфальную арку(4) со множеством
историй, выполненных светотенью, и великолепнейших фантазий.
Арка эта получила большое одобрение в особенности за продуманную
архитектуру и за то, что он представил при входе на Виа
даль Паладжо в перспективе изображение тех самых дверей
аббатства с лестницами и всякими другими вещами так, что
перспективно построенная написанная дверь не отличалась
от подлинной и настоящей. А для украшения этой самой арки
он собственноручно вылепил из глины несколько прекраснейших
рельефных фигур, на верху же арки поместил большую надпись
со следующими словами:
Leoni X Pont. Max. Fidei cultori.(5)
Переходя же теперь к некоторым, еще сохранившимся работам
Граначчи, скажу, что, изучая картоны Микеланджело, когда
этот самый Буонарроти делал их для Большой залы дворца,
он приобрел столько и такая от этого была ему польза, худ.
Франческо Граначчи / Встреча Иосифа с братьямичто когда
Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II для росписи
потолка дворцовой капеллы, Микеланджело предложил Граначчи
одному из первых помочь ему выполнять фреской эту работу
по картонам самого Микеланджело(6). Правда, так как ничья
манера и ничье исполнение ему не понравились, он, не распустив
их, но заперев для всех них двери и никому не показываясь,
добился того, что все они вернулись во Флоренцию. Там Граначчи
написал для Пьерфранческо Боргерини в его флорентинском
доме в Борго Санто Апостоле в одной из комнат (там, где
Якопо да Понтормо, Андреа дель Сарто и Франческо Убертини
изобразили много историй из жития Иосифа)(7) на спинке кровати
маслом мелкофигурную историю из его же деяний весыиа чисто
и тщательно с отменно прекрасиым колоритом и изобразил в
перспективе Иосифа на службе у фараона так, что во всех
мелочах лучше сделать невозможно. Для того же самого он
написал также маслом в тондо Троицу(8), а именно бога отца,
держащего распятие. А в церкви Сан Пьер Маджоре на доске
его рукой написано Успение(9) со многими ангелами и св.
Фомой, которому Богоматерь передает пояс. Фигура его весьма
изящна, и поворот ее так хорош, словно написана она рукой
Микеланджело, и так же сделана и Богоматерь; рисунок двух
этих фигур, принадлежащих Граначчи, есть в нашей Книге вместе
с другими, также выполненными его рукой(10). По бокам этой
доски св. Павел, св. Лаврентий, св. Иаков и св. Иоанн, и
все эти фигуры так прекрасны, что работа эта считается лучшей
из всех, когда-либо сделанных Франческо. И поистине за нее
одну, если бы он никогда не сделал ничего другого, следует
считать его превосходным живописцем, каким он и был.
А еще он написал на доске в церкви Сан Галло, в обители
братьев-отшельников св. Августина, находившейся некогда
за воротами того же названия, Богоматерь с двумя путтами,
св. Зиновия, флорентинского епископа и св. Франциска(11).
Доска эта, худ. Франческо Граначчи / Портрет мужчины в доспехахнаходившаяся
раньше в капелле Джиролами, из рода которых названный св.
Зиновий, теперь в Сан Якопо тра и Фосси во Флоренции.
Одна из племянниц Микеланджело Буонарроти была монахиней
в Санта Аполлониа во Флоренции, и потому ему принадлежат
рама и рисунок образа и главного алтаря; Граначчи же написал
там маслом несколько мелкофигурных и несколько крупнофигурных
историй, которые очень тогда понравились монахиням, да и
самим живописцам(12). Там же внизу он написал еще один образ,
который из-за оставленных по недосмотру на алтаре нескольких
свечей однажды ночью сгорел вместе с утварью большой ценности,
что было, разумеется, большим ущербом, ибо художники эту
работу очень хвалили.
Монахиням Сан Джордже ин сулла Коста он написал образ главного
алтаря с Богоматерью, св. Екатериной, св. Иоанном Гуальбертом,
св. кардиналом Бернардом Уберти и св. Фиделем(13). Подобным
же образом Граначчи работал над многочисленными картинами
и тондо, которые рассеяны в городе по дворянским домам,
и нарисовал много картонов для витражей, выполненных затем
братьями во Христе во Флоренции. Он очень любил расписывать
ткани и один и вместе с другими и потому помимо вышеназванных
вещей выполнил много хорутвей(14), а так как он занимался
искусством больше для времяпрепровождения, чем по необходимости,
работал не спеша и со всеми удобствами, избегая по возможности
всяких неприятностей. Тем не менее свои интересы он соблюдал
всегда, а на чужие и не зарился, а так как ни над чем много
не задумывался, был человеком приятным и проводил время
весело. Прожил он шестьдесят семь лет, в заключение коих
завершил свой жизненный путь от обыкновенной болезни и горячки
и был погребен в церкви Санто Амбруоджо во Флоренции, в
день св. апостола Андрея, в 1543 году(15).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Граначчи
Франческо д'Андреа ди Марко (1469—1543) — флорентинский
живописец, учился в садах Медичи близ Сан Марко и в боттеге
Доменико Гирландайо. Работал главным образом во Флоренции,
также для Пизы (1493) и Рима (1508). Испытал влияние Микеланджело,
с которым был в дружеских отношениях, Рафаэля и Перуджино
(в колорите) и Леонардо (в рисунке), воздействие Боттичелли,
Фра Бартоломео и Понтормо.
Главные работы: «Св. Антоний», «Св. Викентий», «Мадонна
со святыми» и «Троица» (Берлин, музей); «Св. Иоанн на Патмосе»
(Будапешт, Музей изобразительных искусств); «Распятие» (Дармштадт,
музей); «Св. семейство» (Дублин, Национальная галерея);
две Мадонны — во флорентинской академии; пределла с пятью
сценами из священного писания (там же); «Св. семейство»
(Флоренция, галерея Питти); «Мадонна со св. Фомой», «Успение»
и две сцены из жизни Иосифа (Флоренция, Уффици); «Въезд
Карла VII во Флоренцию» (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди);
«Троица» и «Святые Магдалина и Екатерина» во флорентинской
церкви Санто Спирито; «Рождество» (Санкт-Петербург, Эрмитаж);
«Портрет юноши» (Лондон, Национальная галерея); «Мадонна
с четырьмя святыми» в церкви Сан Джованни Батиста в Монтемурло
близ Сиены; створки алтаря со святыми Иеронимом, Аполлонией,
Лючией и Иоанном Крестителем (Мюнхен, Пинакотека); «Св.
Антоний и ангел» (Оксфорд, Ашмолеан-музей); «Христос во
славе» в палаццо Приори в Вольтерре.
1 См. выше биографию Торриджано.
2
См. ниже биографию Ридольфо, Давида и Бенедетто Грилландаи
(Гирландайо).
3
О флорентинских празднествах см. выше биографии Пьеро ди
Козимо и Андреа дель Сарто.
4
Об этой арке (не сохранившейся, как и другие работы Граначчи,
выполнявшиеся для флорентинских празднеств) см. также биографию
Андреа дель Сарто.
5
«Льву X, первосвященнику, блюстителю веры».
6
Кроме Граначчи в Рим были вызваны Буджардини, Якопо ди Сандро,
Индако, Аньоло ди Доннино, Аристотеле да Сангалло и Рафаэллино
дель Гарбо.
7
Две сцены из жизни Иосифа находятся теперь в Уффици. О Франческо
Убертини см. ниже биографию Аристотеле да Сангало.
8
«Троица» находится теперь в Берлинском музее.
9
«Успение» — находится теперь в музее Ринглинг в Сарасоте
(США).
10
Рисунок не сохранился.
11
«Мадонна со святыми» находится теперь в Уффици.
12
Створки алтаря со св. Аполлонией и другими святыми хранятся
теперь в Старой пинакотеке в Мюнхене и во флорентинской
академии. О монахине, родственнице Микеланджело, другие
сведения отсутствуют.
13
«Богоматерь со святыми» находится теперь во флорентинской
академии.
14
Картоны для витражей и другие названные работы не сохранились.
15
Граначчи умер 30 ноября 1543 года семидесяти четырех лет
от роду.
|