Марко выполнил бесчисленное множество работ маслом и фреской
и на этой своей родине проявил себя больше любого другого
из занимавшихся в его время тем же искусством, о чем свидетельствует
сделанный им в Аверсе, в десяти милях от Неаполя, и в особенности
в церкви Сант Агостино написанный им маслом на дереве образ
главного алтаря в огромнейшей раме с разными историями и
фигурами, где он изобразил св. Августина в споре с еретиками,
а сверху и по сторонам истории Христа и святых в разных
положениях(2). В этом произведении видна очень последовательно
выдержанная манера, в которой использовано все лучшее из
вещей, написанных в манере современной, и которая включает
великолепный и испытанный колорит. Это одна из многочисленных
его работ, выполненных им в упоминавшемся городе и разных
местах королевства.
Жил он всегда весело и проводил время отличнейшим образом.
А так как с другими мастерами живописи он не соревновался
и не спорил, местные синьоры всегда его обожали и за работы
его вознаграждали ценой наилучшей. Так и дожил он до пятидесятишестилетнего
возраста, когда самая простая болезнь пресекла его жизнь.
После него остался ученик Джован Филиппо Крешоне, неаполитанский
живописец, который сообща с зятем своим Лионардо Кастеллани
написал много картин, да и продолжает их писать, но о них
говорить не приходится, поскольку они еще живы и непрерывно
работают(3). Работы свои мастер Марко писал от 1508 до 1542
года.
Товарищем Марко был другой калабриец, имя которого мне не
известно, тот, который долгое время работал в Риме с Джованни
да ^дине, а кроме того выполнял в Риме много работ и самостоятельно,
и в частности расписывал светотенью фасады. В церкви Тринита
он расписал также с большой опытностью и старанием капеллу
Зачатия(4).
В те же времена работал Никола(5), которого обычно все звали
мастером Кола из Матриче, написавший в Асколи, в Калабрии
и в Норче много весьма примечательных произведений, благодаря
которым он заслужил славу мастера редкостного, лучшего из
когда-либо работавших в этих краях. А так как он занимался
и архитектурой, то все сооружения, воздвигавшиеся в те;
времена в Асколи и во всей той области, были выстроены им.
Он жил постоянно в Асколи и не помышлял о поездке в Рим
или перемене местожительства. Так жил он некоторое время
беззаботно со своей женой, которая происходила из хорошей
и почтенной семьи и была одарена исключительным благородством
духа. Она проявила его во времена папы Павла Третьего, когда
в Асколи произошли столкновения между партиями. В самом
деле, когда ей пришлось бежать вместе с мужем, которого
солдаты преследовали больше из-за нее, так как была она
очень красивой молодой женщиной, чем из-за чего-нибудь другого,
и когда она увидела, что другим путем не спасти ей своей
чести и жизни мужа, она решилась броситься с высочайшего
обрыва в пропасть. И когда всем стало ясно, что она не только
убилась насмерть, но и вся изуродовалась, как это действительно
и было, они оставили ее мужа в покое и воротились в Асколи.
После смерти этой исключительной женщины, достойной вечного
восхваления, мастер Кола прожил остаток своей жизни безрадостно.
Короткое время спустя синьор Алессандро Вителли, ставший
владельцем Матриче, вызвал мастера Колу, уже пожилым человеком,
в Читта ди Кастелло, где заказал ему фресковые росписи в
одном из своих дворцов и многие другие работы(6). Покончив
с этим заказом, он вернулся кончать свою жизнь в Матриче.
Он бесспорно поступил бы разумно, если 6ы занимался своим
искусством в тех местностях, где соревнование и соперничество
заставили бы его вложить большее старание в живопись для
упражнения прекрасного таланта, которым он, как это видно,
был одарен от природы.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Кардиско
Марко, прозванный Калабрийцем, — живописец, родился в Калабрии
дата рождения неизвестна), умер в 1542 г. в Неаполе, где
работал с 1508 г. Другие сведения отсутствуют. Работ сохранилось
немного: алтарный образ, написанный в 1521 г. для монастыря
Сант Аньоло, «Святой Августин, спорящий с еретиками», написанный
около 1530 г. для церкви Сант Агостино Маджоре, теперь в
Неагюлитанском Национальном музее Каподимонте, «Распятие
со святыми Антонием Падуанским и Варварой» (для церкви Санта
Барбара в Кастельнуово) и «Св. Франциск» (для церкви Санта
Мариа дель Джезу в Кава).
1 О пребывании Марко в Риме сведения отсутствуют.
2
Работа находится теперь в Неаполитанском Национальном музее
Каподимонте.
3
Джован Филиппо Крешоне (точнее Кришуоло) родился в Неаполе
в 1500 г., умер в 1584 г., о Леонардо Кастеллани документальные
сведения относятся к 1560— 1570 гг.
4
Речь идет, возможно, о Пьетро Негрони или Пьетро Калабрезе
(см. биографию Таддео Дзуккаро в т. V «Жизнеописаний»).
Названная роспись не сохранилась.
5
Никола (Кола) ди Мариано Филотезио, прозванный Аматриче
(1489— 1559), — живописец и архитектор. Живописные работы
в Асколи Пичено: «Лоретская Мадонна со святыми» (теперь
в местной пинакотеке); «Крестный путь» (там же); «Призвание
апостолов» (там же); «Мадонна со святыми» (в церкви Сан
Витторе); четыре образа со святыми (в церкви Сант Анджело
Маньо); «Крестный путъ» (в б. трапезной церкви Аннунциата),
фрески («Страсти Господни» — в церкви Сант Агостино); архитектурные
работы: западный фасад палаццо дель Говерно, фасад братства
Санта Мариа делла Скопа, фасад собора палаццо Ридольфи,
палаццо Сальвиати, лоджия церкви Сан Франческо. Работы в
Калабрии и Норче не сохранились.
6
Фрески сохранились (реставрированы); приписывались также
Дочено, Вазари и другим.
|