обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание МАРКО, (Marco Calavrese)
калабрийца живописца

Когда в мире рождается великий светоч в какой-либо науке, сияние его, где большим пламенем, а где меньшим, но повсеместно озаряет собою все, да и чудеса, им творимые, бывают в зависимости от места и воздуха то большими, то меньшими. Ведь поистине такие-то таланты, в таких-то местах всегда бывают способны к делам невозможным для других, которые, сколько бы они ни трудились, никогда тем не менее не могут достигнуть величайшего совершенства. Но когда мы видим, что какой-либо плод возрос в месте для его произрастания необычном, мы этому дивимся и тем более можем радоваться доброму таланту, когда находим его в таких краях, где люди подобного склада не рождаются.
Вот таким и был живописец Марко калабриец, который, покинув свою родину, выбрал своим местожительством Неаполь, как город приветливый и полный приятностей, хоть путь держал он в Рим, дабы найти там цель, к которой ведут занятия искусством(1). Но столь сладким было для него пение сирены, ведь сам он больше всего любил играть на лютне, а мягкие волны Себето так его разнежили, что оставался он всем телом пленником этого города до той поры, когда душу он отдал небу, а прах земле.


 



Марко выполнил бесчисленное множество работ маслом и фреской и на этой своей родине проявил себя больше любого другого из занимавшихся в его время тем же искусством, о чем свидетельствует сделанный им в Аверсе, в десяти милях от Неаполя, и в особенности в церкви Сант Агостино написанный им маслом на дереве образ главного алтаря в огромнейшей раме с разными историями и фигурами, где он изобразил св. Августина в споре с еретиками, а сверху и по сторонам истории Христа и святых в разных положениях(2). В этом произведении видна очень последовательно выдержанная манера, в которой использовано все лучшее из вещей, написанных в манере современной, и которая включает великолепный и испытанный колорит. Это одна из многочисленных его работ, выполненных им в упоминавшемся городе и разных местах королевства.
Жил он всегда весело и проводил время отличнейшим образом. А так как с другими мастерами живописи он не соревновался и не спорил, местные синьоры всегда его обожали и за работы его вознаграждали ценой наилучшей. Так и дожил он до пятидесятишестилетнего возраста, когда самая простая болезнь пресекла его жизнь.
После него остался ученик Джован Филиппо Крешоне, неаполитанский живописец, который сообща с зятем своим Лионардо Кастеллани написал много картин, да и продолжает их писать, но о них говорить не приходится, поскольку они еще живы и непрерывно работают(3). Работы свои мастер Марко писал от 1508 до 1542 года.
Товарищем Марко был другой калабриец, имя которого мне не известно, тот, который долгое время работал в Риме с Джованни да ^дине, а кроме того выполнял в Риме много работ и самостоятельно, и в частности расписывал светотенью фасады. В церкви Тринита он расписал также с большой опытностью и старанием капеллу Зачатия(4).
В те же времена работал Никола(5), которого обычно все звали мастером Кола из Матриче, написавший в Асколи, в Калабрии и в Норче много весьма примечательных произведений, благодаря которым он заслужил славу мастера редкостного, лучшего из когда-либо работавших в этих краях. А так как он занимался и архитектурой, то все сооружения, воздвигавшиеся в те; времена в Асколи и во всей той области, были выстроены им. Он жил постоянно в Асколи и не помышлял о поездке в Рим или перемене местожительства. Так жил он некоторое время беззаботно со своей женой, которая происходила из хорошей и почтенной семьи и была одарена исключительным благородством духа. Она проявила его во времена папы Павла Третьего, когда в Асколи произошли столкновения между партиями. В самом деле, когда ей пришлось бежать вместе с мужем, которого солдаты преследовали больше из-за нее, так как была она очень красивой молодой женщиной, чем из-за чего-нибудь другого, и когда она увидела, что другим путем не спасти ей своей чести и жизни мужа, она решилась броситься с высочайшего обрыва в пропасть. И когда всем стало ясно, что она не только убилась насмерть, но и вся изуродовалась, как это действительно и было, они оставили ее мужа в покое и воротились в Асколи.
После смерти этой исключительной женщины, достойной вечного восхваления, мастер Кола прожил остаток своей жизни безрадостно. Короткое время спустя синьор Алессандро Вителли, ставший владельцем Матриче, вызвал мастера Колу, уже пожилым человеком, в Читта ди Кастелло, где заказал ему фресковые росписи в одном из своих дворцов и многие другие работы(6). Покончив с этим заказом, он вернулся кончать свою жизнь в Матриче.
Он бесспорно поступил бы разумно, если 6ы занимался своим искусством в тех местностях, где соревнование и соперничество заставили бы его вложить большее старание в живопись для упражнения прекрасного таланта, которым он, как это видно, был одарен от природы.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Кардиско Марко, прозванный Калабрийцем, — живописец, родился в Калабрии дата рождения неизвестна), умер в 1542 г. в Неаполе, где работал с 1508 г. Другие сведения отсутствуют. Работ сохранилось немного: алтарный образ, написанный в 1521 г. для монастыря Сант Аньоло, «Святой Августин, спорящий с еретиками», написанный около 1530 г. для церкви Сант Агостино Маджоре, теперь в Неагюлитанском Национальном музее Каподимонте, «Распятие со святыми Антонием Падуанским и Варварой» (для церкви Санта Барбара в Кастельнуово) и «Св. Франциск» (для церкви Санта Мариа дель Джезу в Кава).
1 О пребывании Марко в Риме сведения отсутствуют.

2 Работа находится теперь в Неаполитанском Национальном музее Каподимонте.

3 Джован Филиппо Крешоне (точнее Кришуоло) родился в Неаполе в 1500 г., умер в 1584 г., о Леонардо Кастеллани документальные сведения относятся к 1560— 1570 гг.

4 Речь идет, возможно, о Пьетро Негрони или Пьетро Калабрезе (см. биографию Таддео Дзуккаро в т. V «Жизнеописаний»). Названная роспись не сохранилась.

5 Никола (Кола) ди Мариано Филотезио, прозванный Аматриче (1489— 1559), — живописец и архитектор. Живописные работы в Асколи Пичено: «Лоретская Мадонна со святыми» (теперь в местной пинакотеке); «Крестный путь» (там же); «Призвание апостолов» (там же); «Мадонна со святыми» (в церкви Сан Витторе); четыре образа со святыми (в церкви Сант Анджело Маньо); «Крестный путъ» (в б. трапезной церкви Аннунциата), фрески («Страсти Господни» — в церкви Сант Агостино); архитектурные работы: западный фасад палаццо дель Говерно, фасад братства Санта Мариа делла Скопа, фасад собора палаццо Ридольфи, палаццо Сальвиати, лоджия церкви Сан Франческо. Работы в Калабрии и Норче не сохранились.

6 Фрески сохранились (реставрированы); приписывались также Дочено, Вазари и другим.


наверх