Все
это было сделано в цвете, а не светотенью, ибо в Венеции
больше нравится цвет, чем что-либо другое. Посредине этого
фасада, в большой истории, изображена летящая Юнона с полумесяцем
в волосах, над облаками, прикрывающими ее бедра, и с поднятыми
руками, в одной из которых она держит сосуд, а в другой
чашу. Он изобразил подобным же образом толстого румяного
Вакха с сосудом в руке, другой же рукой он, качаясь, держится
за Цереру со снопом колосьев в руках. Изображены там и грации
и пять путтов, которые, летя вниз, их приглашают, как бы
намекая на изобилие даров, приносимых ими дому ^доне. А
чтобы показать, что дом этот друг и приют талантов, тревиджец
изобразил с одной стороны Аполлона, а с другой Палладу;
работа эта была выполнена очень свежо и потому принесла
Джироламо честь и пользу.
Он же написал образ для капеллы Мадонны в соборе Сан Петронио,
соревнуясь с несколькими болонскими живописцами, как об
этом будет рассказано в своем месте. худ. Дж. Пенначи (Джироламо
да Тревизо) / Мадонна с младенцем, ангелами и со святымиИ,
проживая, таким образом, в Болонье, он написал там много
картин, а в соборе Сан Петронио, в мраморной капелле св.
Антония Падуанского, он написал маслом все истории его жития,
в которых обнаружил бесспорно вкус, добросовестность, грацию
и очень большую отделанность(2). В церкви Сан Сальваторе
он написал образ Богоматери, поднимающейся по ступеням с
несколькими святыми, и другой, на котором изображена Богоматерь,
парящая в воздухе с несколькими детьми, а внизу св. Иероним
и св. Екатерина(3), и который был поистине самой слабой
из его работ, находящихся в Болонье. В Болонье же над одним
порталом он написал фреской Распятого, Богоматерь и св.
Иоанна, получивших величайшее одобрение. В болонской церкви
Сан Доменико он написал маслом Мадонну с несколькими святыми,
лучшую из своих работ, находящуюся близ хора, где поднимаются
к раке св. Доминика; там же изображен и заказавший ее жертвователь.
Равным образом он написал красками картину для графа Джованни
Батгисты Бентивольи по принадлежавшему ему картону с историей
волхвов, выполненному рукой сиенца Бальдассаре; он завершил
ее весьма удачно, несмотря на то, что там было более сотни
фигур(4).
Равным образом в Болонье по домам и в церквах находятся
и многие другие собственноручно написанные им картины: он
расписал светотенью в Гальере стену дворца Теофанини и еще
одну стену за домами Дольфи, по суждению художников признанную
лучшей его работой в этом городе(5).
Приехав в Триент, он вместе с другими живописцами расписал
дворец старого кардинала, чем завоевал величайшую славу,
а по возвращении в Болонью продолжал начатые им работы(6).
Вышло так, что в Болонье было объявлено о том, что нужно
написать образ для больницы делла Морте, и в соревновании
было представлено много проектов как нарисованных, так и
написанных. А так как большинство оказало предпочтение другим,
кому по дружбе, а кому по заслугам, Джироламо остался ни
при чем и, считая, что ему оказана несправедливость, вскоре
после этого уехал из Болоньи. Но оказалось, что чужая зависть
принесла ему такое счастье, о каком он и не помышлял, так
как, если бы он вышел на первое место, работа эта стала
бы препятствием к тому благу, которое готовила ему благосклонная
судьба. худ. Дж. Пенначи (Джироламо да Тревизо) / Мадонна
с младенцем, ангелами и святымиДело в том, что некими покровительствовавшими
ему друзьями он был приглашен в Англию и, будучи представлен
королю Генриху уже не как живописец, а как инженер, он был
принят к нему на службу.
Там он показал несколько образцов инженерных сооружений,
устроенных им в подражание таковых же в Тоскане и в других
частях Италии, и король этот, восхитившись ими, осыпал его
наградами, назначил ему ежегодное содержание в четыреста
скудо и предоставил ему возможность выстроить себе пристойный
дом на личные королевские средства. Так Джироламо, вознесенный
от крайних бедствий к величайшему величию, жил себе очень
веселый и довольный, благодаря Бога и судьбу, приведших
его в страну, где люди оказались так благосклонны к его
талантам. Однако недолго суждено ему было вкушать счастье,
столь необыкновенное, ибо, поскольку война между французами
и англичанами все еще продолжалась, а Джироламо была поручена
забота о всех бастионах и артиллерийских укреплениях, а
также и о полевых заграждениях, случилось так, что в один
прекрасный день, когда он устанавливал батареи вокруг города
Болоньи в Пикардии, пролетевшая со страшной силой половина
взорвавшейся пушки сорвала его с лошади и разорвала пополам.
И так в один миг померкли и жизнь его, и мирские почести,
и все его величие в 1544 году, когда ему исполнилось тридцать
шесть лет(7).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Пеннакки
Джироламо младший, прозванный Джироламо да Тревиджи (из
Тревизо), родился в 1597 г. (?), умер в 1544 г. — живописец,
скульптор, архитектор (военный инженер), вероятно, сын Пьер
Мариа Пеннаки и племянник Джироламо Пеннаки старшего, работал
в Венеции, Болонье, Генуе, Триенте и Фаэнце: с 1542 г. —
военный инженер английского короля Гёнриха VIII, погиб при
осаде Булони. Испытал влияние сначала Доссо и Порденоне,
затем Рафаэля и Пармиджанино. С достоверностью приписываются
следующие работы: «Св. Рох со св. Иеронимом и Себастьяном»
(Венеция, сакристия церкви Санта Мариа делла Салуте); рельефы
на боковых дверях Сан Петронио в Болонье; гризайли (житие
св. Антония, там же); работы в Каза д'Ориа в Фассоло (близ
Генуи); «Св. Иаков со св. Лаврентием и Магдалиной» (Венеция,
церковь Сан Сальваторе); фрески в Каза Одони (там же); «Мадонна
с четырьмя святыми» (Дрезден, галерея; приписывается также
Баньякавалло); «Введение во храм» (Венеция, церковь Сан
Сальваторе); фрески в церкви Комменда в Фаэнце; «Поклонение
волхвов» (Оксфорд, Крайст Черч Колледж).
Единственная архитектурная работа: фасад палаццо Маркезини
в Болонье.
1 Работы в доме Андреа Удрне (Одони) не сохранились.
2
См. «Жизнеописаний» автобиографию Вазари. Истории из жития
св. Антония сохранились (написаны в 1525 г.).
3
Первая Мадонна в Сан Сальваторе — на месте, вторая до нас
не дошла.
4
Фреска над порталом не сохранилась. Мадонна из церкви Сан
Доменико находится теперь в Лондонской Национальной галерее,
от «Поклонения волхвов» сохранился лишь картон Бальдассаре
Перуцци, хранящийся там же, и гравюра Агостино Карраччи.
5
Названные Вазари болонские работы погибли.
6
«О старом кардинале» Бернардо ди Клес см. выше биографию
Доссо, которому принадлежат и упомянутые Вазари росписи
(пребывание Джироламо в Триенте документами не засвидетельствовано).
7
Год смерти Джироламо указан правильно, возраст приблизительно
(в первом издании «Жизнеописаний» сказано, что он умер 46
лет). См. о нем также биографии Сальвиати и Перино дель
Вага «Жизнеописаний».
|