Он хорошо писал и маслом, и фреской, и темперой, и превосходно
рисовал с натуры, причем во всем ему много помогала природа,
настолько, что, и не учась много, он отлично постигал все
вещи, касающиеся искусства. И потому он оказал большую помощь
Рафаэлю в подкрашивании почти всех картонов для ковров папской
капеллы и консистории, в особенности же их фризов. Он выполнял
и многое другое по картонам и по указаниям Рафаэля, как,
например, свод у Агостино Киджи в его дворце за Тибром(3),
а также много картин на холсте и на дереве и разных других
работ, в которых он так хорошо себя проявил, что Рафаэль
по заслугам любил его с каждым днем все сильнее. В Монте
Джордано в Риме он расписал фасад светотенью, а в церкви
Санта Мариа ди Анима на боковых дверях, выходящих к церкви
Паче, он написал фреской св. Христофора высотой в восемь
локтей, отличнейшую фигуру, там же в пещере и с фонарем
в руке изображен отшельник, в котором сочетаются воедино
и грация и хороший рисунок.
После этого Джованфранческо отправился во Флоренцию, где
для Лодовико Каппони в Монтуги, за воротами Сан Галло, он
сделал табернакль с Богоматерью, получивший большое одобрение(4).
В это время умер Рафаэль, и Джулио Романо и Джованфранческо,
как его ученики, продолжали долгое время жить вместе, заканчивая
совместно работы, оставшиеся после Рафаэля незавершенными
и в особенности начатые им в папском винограднике, а также
в большой дворцовой зале, где ими обоими написаны истории
Константина с отличнейшими фигурами, выполненными уверенно
и в хорошей манере, хотя самый замысел и наброски к историям
принадлежали Рафаэлю(5).
Во время этих работ Перино дель Вага, превосходнейший живописец,
женился на сестре Джованфранческо, после чего много работ
они выполняли вместе и подобно тому, как это делали Джулио
и Джованфранческо, они написали вместе двухстворчатый образ
с Успением Богоматери, худ. Дж. Франческо Пенни / Правосудие
Отонакоторый попал к Монтелучи в Перудже, и подобным же
образом выполняли они и другие работы и картины для разных
мест. Они получили затем заказ от папы Климента на образ(6),
подобный образу Рафаэля(7), что в церкви Сан Пьеро а Монторио,
который должен был быть отослан во Францию, куда он первоначально
и предназначался Рафаэлем. Они начали его, но вскоре дело
дошло у них до разрыва; они поделили имущество, рисунки
и все прочее, оставленное им Рафаэлем, и Джулио отправился
в Мантую, где выполнял для маркиза бесчисленное множество
всяких работ. Вскоре туда приехал и Джованфранческо, привлеченный
то ли дружбой к Джулио, то ли надеждой найти там работу,
но Джулио принял его так нелюбезно, что он немедленно оттуда
уехал и, объездив всю Ломбардию, возвратился в Рим, а из
Рима морем отправился в Неаполь к маркизу дель Васто, взяв
с собой и законченный образ, который якобы был из Сан Пьетро
ин Монторио, и другие вещи, которые он оставил на острове
Искии, принадлежащем маркизу. Позднее же образ был помещен
туда, где он находится и ныне, а именно в неаполитанскую
церковь Санто Спирито дельи Инкурабили(8).
Устроившись, таким образом, в Неаполе, где он рисовал и
писал красками, Джованфранческо сблизился с сильно полюбившим
его флорентинским купцом Томмазо Камби, управляющим делами
маркиза. Но прожил он там недолго, так как, будучи слабого
сложения, он заболел и умер, к великому огорчению самого
синьора маркиза и всех, кто его там знал.
Был у него брат, также живописец, по имени Лука(9), работавший
в Генуе, со своим свояком Перино, а также в Лукке и многих
других местностях Италии. . Наконец он переселился в Англию,
где делал кое-что для короля и нескольких купцов, а в конце
концов занялся тем, что делал рисунки Для гравюр на меди,
отсылавшиеся за границу к фламандцам; так было им отослано
за границу много рисунков, гравюры с которых можно опознать
по его манере, а помимо того и по подписи; в том числе и
лист с несколькими купающимися женщинами, оригинал которого,
выполненный собственноручно Лукой, находится в нашей Книге(10).
Учеником Джованфранческо был Лионардо, прозванный Пистойя(11),
так как он был пистойцем; он сделал кое-что в Лукке, в Риме
же написал много портретов с натуры, а в Неаполе для Диомеде
Караффа, тогда епископа арианского, а ныне кардинала, для
одной из его капелл написал на дереве образ, на котором
св. Стефана побивают камнями, а в монастыре Монтеоливето
написал другой, который был поставлен на главный алтарь,
а позднее убран оттуда, уступив место подобному ему по замыслу
и выполненному рукой Джорджо Вазари аретинца. Лионардо заработал
у неаполитанских синьоров много денег, но большого капитала
не нажил, так как, будучи игроком, постепенно все спустил.
В конце концов и умер он в Неаполе, оcтавив о себе память
как о хорошем колористе, рисовальщиком же хорошим он не
был никогда.
Прожил Джованфранческо сорок лет, а работы его относятся
примерно к 1528 году.
Другом Джованфранческо и так же, как и он, учеником Рафаэля
был и Пеллегрино из Модены(12). Прослыв на родине талантливым
художником и услышав о чудесах, творимых Рафаэлем Урбинским,
он решил отправиться в Рим, чтобы трудами оправдать возложенные
на него надежды. Там он встретился с Рафаэлем, который людям
одаренным никогда ни в чем не отказывал.худ. Дж. Франческо
Пенни / Портрет папы Климента I В то время в Риме занималось
живописью бесконечное количество молодых людей, соревновавшихся
между собой и старавшихся перегнать один другого в рисунке,
чтобы заслужить благосклонность Рафаэля и завоевать известность
в народе. Так и Пеллегрино, занимаясь постоянно, приобрел
опыт и стал мастером не только в искусстве рисунка. И когда
Лев X поручил Рафаэлю расписать лоджии, вместе с другими
молодыми людьми работал там и он и с таким успехом, что
Рафаэль использовал его и для многих других работ.
В церкви Сан Эустакио в Риме для одного из алтарей при входе
в церковь Пеллегрино написал фреской три фигуры, а в церкви
португальцев алла Скрофа расписал фреской капеллу главного
алтаря, а также написал для нее образ(13). А после того
как кардинал Альборензе украсил в церкви Сан Якопо испанской
колонии многочисленными мраморами одну из капелл, среди
которых особенно нравился мраморный св. Иаков, высотой в
четыре с половиной локтя, работы Якопо Сансовино, тогда
и Пеллегрино написал там фреской истории из жития этого
апостола, придав фигурам изящнейшую выразительность в подражание
своему учителю Рафаэлю и так хорошо распределив всю композицию,
что прослыл благодаря этой работе за человека дельного и
обладающего большим и отменным живописным дарованием(14).
Закончив эту работу, он выполнил в Риме и много других и
самостоятельно и вместе с другими.
Когда же Рафаэль умер, он возвратился в Модену, где выполнил
много работ и, между прочим, для братства Баттути написал
маслом на дереве св. Иоанна, крестящего Христа, а в церкви
сервитов другой образ со святыми Козьмой, Дамианом и другими
фигурами(15).
Когда же он женился, родился у него сын, который стал причиной
его смерти. В самом деле, повздорив однажды со своим товарищами,
моденскими юношами, он убил одного из них. Когда же об этом
сообщили Пеллегрино, тот, чтобы помочь сыну и не дать ему
попасть в руки правосудия, побежал, чтобы его спрятать,
но не успел он отойти от дома, как встретил родственников
убитого юноши, искавших убийцу. И так как сына они найти
не могли, то в ярости набросились на Пеллегрино, не успевшего
скрыться, и нанесли ему столько ранений, что он так и остался
лежать мертвым. Происшествие это сильно огорчило моденцев,
понимавших, что со смертью Пеллегрино лишились таланта поистине
редкостного и превосходного(16).
Его ровесником был Гауденцио миланец(17), живописец отличный,
опытный и на руку скорый, выполнивший в Милане много работ
фреской и, в особенности, для монахов монастыря делла Пассионе
прекраснейшую «Тайную вечерю», из-за его смерти оставшуюся
незавершенной. Он превосходно работал и маслом, и ему принадлежат
многочисленные работы в Верчелли и Вералле, весьма ценимые.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Пенни
Джован Франческо, прозванный Фатгоре, родился во Флоренции
в 1488 г. (или 1498), умер в Неаполе в 1528 г. — живописец,
один из учеников Рафаэля, работавший с ним при росписях
римской виллы Фарнезина, ватиканских лоджий и Станцы дель
Инчендио, а также при выполнении ковров (в чем выражалась
эта работа — точно не выяснено); с Джулио Романо расписывал
ватиканский зал Константина — ему приписываются там фрески
«Крещение Константина», «Дар Константина», аллегорические
фигуры и монохромные росписи цоколя. В 1526 г. отправился
с Джулио Романо в Мантую, но, принятый там холодно, воэвратился
в Рим, а затем переселился в Неаполь, где написал большую
копию «Преображения» Рафаэля. Достоверные станковые работы:
«Мадонна» в лондонской галерее Бриджуотер и «Венчание Богоматери»
в галерее Ватикана.
Пеллегрино Аретузи, прозванный Пеллегрино да Модена, родился
в 1463 или 1465 г. (впервые упоминается как двадцатилетний
в 1483 г.), умер в 1523 г. — живописец; начал работать в
Модене (работы не сохранились, может быть, им написана в
тот период «Мадонна на троне» — теперь в Феррарской пинакотеке).
После 1510 г. — в Риме на службе у Льва X был помощником
(а не учеником) Рафаэля. Иэ римских работ с наибольшей достоверностью
ему приписывается «Мадонна с двумя святыми» в церкви Санта
Франческа Романа и рисунок на ту же тему в Венецианской
академии, а также фрески в церкви Сан Джакомо Маджоре и
Сан Джакомо дельи Спаньуоли.
1 В первом издании «Жизнеописаний» биографии Джованни Франческо
Пенни и Пеллегрино да Модена помещены раздельно, и биография
первого начинается такими словами: «Счастливейшим может
назвать себя тот, кто, не размышляя ни о чем, ведом судьбою
по пути все больших восхвалений и почета и все большей пользы,
кого осыпают почестями, вознаграждая все его труды и работы.
Так было с Джованфранческо...»
2
Слово «Фатторе» имеет много значений: «создатель», «управитель»,
а также «волчок», «кубарь». На что намекало прозвище — неизвестно.
3
Имеются в виду росписи принадлежавшей Агостино Киджи виллы
Фарнезина (см. также выше биографию Рафаэля).
4
Все перечисленные работы не сохранились.
5
О работах на вилле Мадама и в Станцах (зале Константина)
см. выше биографию Рафаэля и Джулио Романо «Жизнеописаний».
6
Работа (1524 г.) сохранилась и находится теперь в Ватиканской
пинакотеке (см. также биографию Джулио Романо).
7
Имеется в виду «Преображение» Рафаэля.
8
В настоящее время образ находится в мадридском Прадо.
9
Лука Пенни, прозванный Романо (римлянин), умер в 1556 г.
в Париже.
10
О гравюрах Луки см. биографию Маркантонио Раймонди «Жизнеописаний».
11
Леонардо Грацциа, прозванный Пистойя, работал в Пистойе
в 1522 г., в Риме с 1534 г. В соборе в Лукке сохранилось
его подписное «Благовещение». Образ, замененный работой
Вазари, находится теперь в неаполитанском Национальном музее.
Возраст Леонардо точно неизвестен.
12
Пеллегрино дельи Аретузи (де Мунари) работал в Модене в
1483 г. и в Риме в 1515 г. (см. также выше биографию Рафаэля).
13
Обе фрески погибли.
14
Фреска испорчена более поздними записями.
15
Из моденских работ Пеллегрино сохранилась Мадонна со святыми,
находящаяся теперь в Пинакотеке Феррары.
16
Описанное событие действительно произошло в ноябре 1524
г.
17
О Гауденцио (Феррари), умершем в 1546 г., см. биографию
Гарофало в т. IV «Жизнеописаний». «Тайная вечеря» сохранилась.
В Верчелли сохранились следующие работы Гауденцио: Мадонна
в церкви Сант Андреа, алтарный обраэ и фрески в церкви Сан
Кристофоро. В Варалло: фрески и алтарные образы в церквах
Санта Мариа делле Грацие, Сакро Монте, Сан Гауденцио, Санта
Мариа ди Лорето.
|