Ибо такую силу имеет этот дар природы, что если даже та-кие
художники и пренебрегают наукой искусства и ее забрасывают
и ничем друтим не занимаются, кроме как самой живописью
и смешением красок, полагаясь лишь на благодать, даруемую
им природой, все же в их произведениях с первого же взгляда
обнаруживается все то, что в них есть превосходного и чудесного
и что лишь частично проявляется в творениях тех мастеров,
которых мы считаем самыми лучшими. А что это так, доказывают
нам на опыте в наши дни работы флорентинского живописца
Доменико Пулиго, которые ясно подтверждают сказанное выше
тому, кто сведущ в искусстве. Когда плодовитый живописец
Ридольфо, сын Доменико Гирландайо(1), работал во Флоренции,
как об этом будет рассказано дальше, он, следуя обычаю,
заведенному отцом, всегда держал в своей мастерской много
молодых людей, занятых живописью. Это и было причиной того,
что, соревнуясь друг с другом, многие из них стали отличнейшими
мастерами, каждый в своей области, причем одни из них писали
с натуры портреты, другие работали фреской, иные темперой
или же, наконец, бойко расписывали ткани. Ридольфо поручал
им картины на дереве и на холсте и в течение недолгах лет
с большой для себя пользой очень многих из них отослал в
Англию, Германию и Испанию. Так и Баччо Готги(2) и Тото
дель Нунциата(3), его ученики, были отправлены один во Франции
к королю Франциску, другой же к английскому королю, которые
затребовали их потому, что раньше видели их работы. Два
других его ученика остались и провели много лет у Ридольфо,
и, несмотря на многочисленные запросы от купцов и других
лиц из Испании и Венгрии, ни посулы, ни деньги не могли
побудить их отказаться от приятностей родины, где работы
у них было больше чем достаточно. Одним из них был флорентинец
Антонио дель Черайоло(4), много лет проведший у Лоренцо
ди Креди и научившийся у него в особенности писать портреты
с натуры так хорошо, что с величайшей легкостью добивался
в них необыкновенного сходства, хотя в другом большого искусства
рисунка у него и не проявлялось. Я видел кое-какие головы,
написанные им с натуры, и хотя в них нет-нет да и попадается
кривой нос, одна губа тонкая, другая толстая и другие тому
подобные неправильности, тем не менее с натурой они сходны,
так как он хорошо схватывал ее выражение. А ведь, наоборот,
у многих превосходных мастеров картины и портреты вполне
совершенные в художественном отношении ни много ни мало
не похожи на тех, с кого они написаны.худ. Д. Пулиго / Портрет
одного мужчиныИ, по правде говоря, тот, кто пишет портреты,
должен стараться, чтобы они были похожи на тех, с кого пишутся,
пусть вопреки тому, что требуется для совершенной человеческой
фигуры. Если же они и похожи и красивы, тогда их можно назвать
творениями исключительными, а самих художников превосходнейшими.
Итак, Антонио этот сверх многочисленных портретов написал
во Флоренции и много образов; однако краткости ради упомяну
лишь о двух: один из них в церкви Сан Якопо тра и Фосси
на углу Альберти, на котором он изобразил Распятие со св.
Марией Магдалиной и св. Франциском, на другом же, что в
церкви Аннунциаты, св. Михаила, взвешивающего души.
Другой из двоих названных выше был Доменико Пулиго, превосходивший
всех вышепоименованных в рисунке и обладавший самым прекрасным
и изящным колоритом. И вот, сообразил он, что когда пишет
нежно, не черня свои вещи и не придавая им жесткости, а
постепенно удаляя предметы, обволакивает их какой-то дымкой,
он придает этим своей живописи и рельефность, и особую прелесть,
и что, хотя очертания его фигур терялись так, что скрывая
погрешности, они совсем не были видны на фонах, на которых
эти фигуры вырисовывались, тем не менее картины его нравились
своим колоритом и красивым выражением лиц, он потому-то
всегда и придерживался одних и тех же приемов и одной и
той же манеры, за что его при жизни и ценили. Однако, оставляя
в стороне и не вспоминая больше о картинах и портретах,
написанных во время пребывания его в мастерской Ридольфо,
которые частично были отосланы за рубеж, частично же остались
в городе, я скажу лишь о тех вещах, которые он написал,
когда он был скорее другом и соперником Ридольфо, чем его
учеником, а также о тех, которые были им выполнены, когда
он был таким другом Андреа дель Сарто, что ничего не было
для него дороже, как только видеть этого человека в своей
мастерской, чтобы у него поучиться, показать ему свои работы
и узнать его мнение, дабы избежать недостатков и ошибок,
в которые частенько впадают те, кто никому из собратов по
искусству не показывают то, что они делают: такие слишком
уж полагаются на собственный вкус и согласятся скорее, чтобы
их ругал весь свет, когда работы уже закончены, чем исправить
их по указаниям благожелательных друзей.
К ранним вещам Доменико принадлежит прекраснейшая картина
с Богоматерью, сделанная им для мессера Аньоло делла Стуфа,
который хранит ее в своем аббатстве Каполона в округе Ареццо
и очень ею дорожит, так как вьтолнена она с большой тщательностью
и отличается прекраснейшим колоритом. Другую картину с Богоматерью,
не менее прекрасную, чем эта, он написал для мессера Аньоло
Николини, ныне архиепископа пизанского и кардинала, хранящего
ее в своих владениях, что на Канто деи Пацци, во Флоренции,
а равным образом еще одну такой же величины и такого же
качества, ныне принадлежащую Филиппо дель Антелла во Флоренции.
А еще на одной, размерами около трех локтей, Доменико написал
Богоматерь во весь рост с младенцем у ее колен, со св. Иоанном-мальчиком
и еще одной головой. Картина эта, почитавшаяся одной из
лучших его работ за невиданную нежность ее колорита, находится
теперь у казначея светлейшего князя Флоренции, мессера Филиппо
Спини, великолепного дворянина, большого любителя живописи.(5)
Среди многочисленных портретов, написанных Доменико с натуры
(все они прекрасны и очень схожи), прекраснее всех написанный
им с монсиньора мессера Пьеро Карнесекки, который тогда
был красивейшим юношей. Для него же он написал и несколько
других картин, и все они прекрасны и выполнены с большой
тщательностью. Он изобразил также на холсте Барбару-флорентинку,
в то время знаменитую и очень красивую куртизанку, которую
любили многие не меньше, чем за красоту, за ее хорошее воспитание
и в особенности за то, что она была прекраснейшей музыкантшей
и пела божественно(6).
Но лучшей работой, когда-либо выполненной Доменико, была
большая картина, где в натуральную величину изображена Богоматерь
с несколькими ангелами и путтами и пишущий св. Бернард.
худ. Д. Пулиго / Портрет Пьетро КарнесеккиКартина эта принадлежит
ныне Джовангуальберто дель Джокондо и мессеру Никколо, его
брату, канонику церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Он же написал
и много других картин, находящихся в домах граждан, и в
особенности надо выделить ту, где Клеопатра дает змее ужалить
себя в грудь, и ту, где римлянка Лукреция закалывается киижалом.
Его же руки портреты с натуры и весьма прекрасные картины
у ворот Пинти, в доме Джулио Скали, человека, обладающего
великолепнейшим суждением не только в области наших искусств,
но и во всех других лучших и похвальных областях человеческой
деятельности.
Работал Доменико и для Франческо дель Джокондо: для его
капеллы в большой абсиде церкви сервитов во Флоренции он
написал образ св. Франциска, приемлющего стигматы: картина
эта, очень мягкая по колориту и по своей нежности, выполнена
с большой тщательностью. А в церкви Честелло(7) по сторонам
табернакля св. даров он написал фреской двух ангелов, а
на образе одной из капелл той же церкви написал Мадонну
с младенцем на руках, св. Иоанна Крестителя и св. Бернарда,
а также других святых. А так как местные монахи сочли, что
в этих работах он проявил себя отменно, они заказали ему
в монастырском дворе их аббатства в Сеттимо за Флоренцией
видения графа Уго, того, что построил семь аббатств(8).
А немногое время спустя Пулиго написал на углу Виа Моцца
да Санта Катерина в табернакле стоящую Богоматерь с младенцем
на руках, обручающимся со св. Екатериной, и св. Петра мученика(9).
В местечке Ангиари он для одного сообщества написал «Снятие
со креста»(10), которое можно причислить к лучшим его работам.
А так как он больше писал картины с изображением Богоматери,
портреты и другие головы, чем крупные вещи, он и тратил
на это почти все свое время. А если бы он больше времени
отдавал трудам в искусстве, чем светским удовольствиям,
он несомненно и большего достиг бы в живописи, и главным
образом потому, что Андреа дель Сарто был его ближайшим
другом и помогал ему во многом своими рисунками и советами,
и потому многие его работы, как мы это видим, отличаются
столько же хорошим рисунком, сколько прекрасной и хорошей
манерой в колорите. Однако обычно Доменико особенно утруждать
себя не любил и работал скорее ради самой работы и ради
заработка, чем ради славы, и это стало причиной того, почему
он дальше и не пошел; общаясь же с людьми веселыми и праздными,
с музыкантами и с женщинами и занимаясь всякими любовными
делами, он умер пятидесяти двух лет в 1527 году, заразившись
чумой в доме одной из своих возлюбленных(11).
Пользовался он красками в такой хорошей и целостной манере,
что заслуживает за это похвалы больше, чем за что-либо другое.
Среди его учеников был флорентинец Доменико Бечери(12),
который, выполняя свои работы в наилучшей манере, писал
тщательно.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Доменико,
прозванный Пулиго — флорентинский живописен, сын кузнеца
Бартоломео Убальдини, родился во Флоренции в 1492 г., умер
там же вскоре после 27 сентя-бря 1527 г. (дата завещания).
Учился в боттеге Гирландайо, с 1525 г. в цехе св. Луки,
ис-пытал влияние Андреа дель Сарто (которому приписываются
некоторые работы Пулиго) и фра Бартоломео. Из достоверных
работ сохранились: «Мадонна со святыми» во флорентинской
церкви Честелло (Санта Мариа Маддалена деи Пацци), «Снятие
со креста» в Колледжате (Сообщества Санта Тринита, местечка
Ангиари); портрет Пьетро Карнесекки (Флоренция, Уффици),
«Св. Варвара» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
1 Биографию Ридольфо Гирландайо «Жизнеописаний».
2
Баччо Готти (Бартоломео ди Дзаноби Джотти). Упоминается
в списке флорентинских живописцев 1525 п, возможно также
пребывание в Болонье и Пистойе, где он упоминается в 1497
г.
3
О Тото см. биографии Мазаччо в т. II «Жиэнеописаний», Давида
и Ридольфо Гирландайо и Торриджано (см. выше).
4
Антонио дель Черайоло (первая половина XVI в.), ученик Лоренцо
ди Креди. Из перечисленных Вазари работ сохранилось «Распятие»
(теперь в запаснике Уффици). Из портретов приписывается
«Мужской портрет» в галерее Питти во Флоренции.
5
Из перечисленных работ сохранилась Богоматерь, принадлежавшая
Филиппо Ченнини (теперь в галерее Питти).
6
Портрет Пьетро Карнесекки находится в Уффици (датируется
1527 г.), куртизанка Барбара идентифицируется со св. Варварой
в санкт-петербургском Эрмитаже.
7
Работы в Честелло (церковь Санта Мариа Маддалена деи Пацци)
сохранились, но ангелы написаны Доменико Гирландайо. Мадонну
со святыми написал Пулиго (в 1526 г. для семейства Ромена).
8
Работа не сохранилась.
9
Табернакль (в плохом состоянии) находится на прежнем месте
— на углу Виа Дзаноби и Виа делле Руоте (написан в 1526
г. для капитанов Бигалло).
10
«Снятие со креста» находится на первоначальном месте.
11
Доменико Пулиго умер в 1527 г. в тридцатипятилетнем возрасте.
Изложение обстоятельств смерти фантастично.
12
Имеется в виду Доменико Бечери (Бенчи), помощник Вазари
в его работах по Палаццо Веккьо, или же Доменико ди Якопо,
прозванный Беко, записанный во флорентинские живописцы в
1525 году. Работы обоих не сохранились.
|