обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание РАФФАЭЛЛИНО ДЕЛЬ ГАРБО, (Raffaellino del Garbo)
флорентийского живописца

Рафаэль дель Гарбо(1), ласкательно прозванный в детстве Рафаэллино и так навсегда сохранивший это имя, вначале подавал такие надежды в искусстве, что уже тогда его называли в числе самых выдающихся, что бывает не со многими. Но то, что приключилось в ним позднее, бывает совсем с немногими, а именно, начав как нельзя лучше и не вызывая почти что никаких сомнений в своем будущем, он дошел до самого жалкого конца, тогда как обычно как в природе, так и в искусстве все вещи начинают с малого начала, а затем постепенно разрастаются, достигая предельного совершенства. Однако нет сомнения в том, что причины многого как в искусстве, так и в природе остаются для нас неведомыми, и не во всякой вещи и не всегда соблюдается обычный порядок, отчего человеческое суждение не раз и становится в тупик. Как бы там ни было, но это-то как раз мы и видим в Рафаэллино, ибо обнаружилось, что после того как природа и искусство постарались дать ему начало в какой-то степени необычайное, середина оказалась по меньшей мере посредственной, а конец и вовсе как бы никчемным.


 


Рисовал он в юности столько, сколько когда-либо упражнялся в рисунке живописец, стремившийся достичь совершенства. Потому-то до сих пор и можно видеть так много его рисунков у нашей братии, сбываемых за бесценок одним из его сыновей: частично это рисунки карандашом, а частично пером и акварелью, но все они на цветной бумаге, подсвеченной белилами, и выполнены уверенно и с удивительным мастерством, каковы многие, хранящиеся в нашей Книге и нарисованные в прекраснейшей манере(2).
Сверх этого, он научился писать темперой и фреской так хорошо, что, как говорилось выше, уже самые первые его работы выполнены им с невероятным терпением и тщательностью. В церкви Минерва, над гробницей кардинала Караффа, небо на своде написано им так тонко, что кажется работой миниатюристов, что и было высоко оценено художниками. А Филиппо, его учитель(3), считал его кое в чем лучшим мастером. Рафаэль(4) же так перенял манеру Филиппо, что немногие лишь могли их различить.
Когда же он ушел от учителя, он сильно смягчил свою манеру в изображении тканей, более нежно писал и волосы и выражение лиц, и художники так много от него ожидали, что, пока он следовал этой манере, его считали первым из юных в искусстве, и потому-то семейство Каппони, выстроившее над церковью Сан Бартоломео, что в Монтеоливето, на горе за воротами в Сан Фриано, капеллу, именуемую Парадизо, пожелало заказать Рафаэлю Для нее образ, на котором он и написал маслом «Воскресение Христово», где несколько солдат, упавших как мертвые вокруг гроба, написаны весьма живо и прекрасно и головы их так изящны, что лучше и не увидишь(5). Среди них есть голова юноши, в котором чудесно изображен Никколо Каппони, а также очень хороша и своеобразна фигура кричащего человека, на которого упал надгробный камень. Когда же Каппони увидели, насколько редкостно произведение Рафаэля, они заказали ему резную раму с круглыми колоннами, богато позолоченными на жженом болусе. Но прошло немного лет, как молния ударила в местную колокольню, пробила свод и упала близ этого самого образа. А так как он был написан маслом, то и не пострадал нисколько; там же, где она пролетела около позолоченной рамы, она своим раскаленным паром выжгла все золото, оставив один болус. Мне показалось, что кстати было написать об этом в связи с живописью маслом, чтобы было видно, как важно знать, каким образом можно защититься от подобной напасти, так как это случилось не только с этим произведением, но и со многими другими.
А фреской расписал он на углу дома, принадлежащего ныне Маттео Ботти, между мостами Карайя и Кукулиа, табернакль небольших размеров, внутри которого изображена Богоматерь с сыном на руках и коленопреклоненные святые Екатерина и Варвара, выполненные весьма изящно и тщательно(6). худ. Р. дель Гарбо / Портрет молодой женщиныВ поместье Мариньолле, принадлежащем семейству Джиролами, он написал два прекраснейших образа с Богоматерью, святым Зиновием и другими святыми, на пределах же под ними, изобилующих мелкими фигурами, тщательно изображены истории из жития этих святых(7). В церкви Сан Джорджо по заказу монахинь он на стене над церковными дверьми изобразил «Плач над Христом» с Мариями вокруг, а ниже подобным же образом в другой люнете — Богоматерь; работа эта, выполненная в 1504 году, заслуживает большой похвалы(8).
В церкви Санто Спирито во Флоренции он над образом Филиппа Нерлийского, выполненным его учителем Филиппо, написал «Плач над Христом», произведение, почитающееся весьма хорошим и достойным похвалы; другой же образ, изображающий святого Бернарда, менее совершенен. Под дверями ризницы он написал еще две картины на дереве: на одной — обнаженный Христос, источающий кровь из ран, с крестом на плечах, является святому папе Григорию, когда тот служит мессу в сослужении с диаконом и иподиаконом в облачении, с двумя ангелами, кадящими фимиам над телом Христовым. Ниже, в другой капелле, он изобразил также на дереве Богоматерь, св. Иеронима и св. Варфоломея(9). В обе эти работы он вложил труд немалый, но с каждым днем дело шло все хуже; не знаю, чему и приписать такую его напасть, ибо у бедного Рафаэля достаточно было и знаний, и прилежания, и старания, но помогало это ему мало. Надо думать, что, обремененному семейством и не имевшему достатка, ему приходилось перебиваться на повседневный заработок, а будучи к тому же человеком не слишком предприимчивым и бравшимся работать за бесценок, он поэтому постепенно все больше и больше опускался; тем не менее в его вещах всегда можно увидеть и нечто хорошее.
Для монахов в Честелло он написал в их трапезной фреской на стене большую историю, на которой изобразил чудо Иисуса Христа, насытившего пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек(10). А по заказу аббата деи Паники для церкви Сан Сальви за воротами Порта алла Кроче он написал образ главного алтаря с Богоматерью, св. Иоанном Гуальбертом, св. Сальви и св. Бернардом кардиналом дельи Уберти и во св. Бенедиктом аббатом; а по обеим сторонам этого образа, вставленного в богатую раму, в двух нишах — св. Крестителя, на пределле же — несколько мелкофигурных историй из жития св. Иоанна Гуальберта.(11) В этой работе он показал себя с лучшей стороны, так как аббат этот поддержал его в нужде, пожалев его талант, И Рафаэль изобразил покровителя на пределле этого образа с натуры вместе с тогдашним генералом этого ордена.
В церкви Сан Пьеро Маджоре он написал картину на дереве по правую руку от входа в церковь, а в церкви Мурате — святого короля Сигизмунда. В церкви Сан Бранкацио он написал фреской в обрамлении «Троицу» для надгробия Джироламо Федериги, изобразив его вместе с женой стоящими на коленях(12). В этой фреске и началось его возвращение к мелочной манере. Равным образом написал он в Честелло темперой в капелле св. Себастьяна две фигуры, а именно св. Роха и св. Игнация(13).
При въезде на мост Рубиконте, по пути на мельницу, он написал в маленькой часовенке Богоматерь, св. Ааврентия и еще одного святого(14).
И в конце концов он дошел до того, что брался за любую ремесленную работу и для монахинь и других женщин, вышивавших в те времена много облачений для церквей, он стал делать за бесценок рисунки светотенью и узоры с изображениями святых и священных историй. худ. Р. дель Гарбо / Портрет мужчиныНо хотя и стал он работать хуже, все же иногда из-под руки его выходили прекраснейшие рисунки и фантазии, о чем свидетельствуют многочисленные листы, которые продавались в разных местах после смерти тех, кто по ним вышивал; много их и в книге синьора начальника приюта, которые показывают, чего он стоил в рисунке(15). Потому-то и стали изготовлять так много облачений и узорных вышивок для церквей Флоренции и области, а также в Риме для кардиналов и епископов вышивок, почитающихся очень красивыми. Теперь же этот способ вышивки, который применяли Паголо из Вероны, Галиено флорентинец и другие им подобные, почти позабыт(16), так как нашли другой способ — широкой строчки; но в нем нет той красоты и не нужна для него такая тщательность, а кроме того, он и гораздо менее прочен. Вот почему за эту свою заслугу Рафаэль, хотя бедность и причиняла ему при жизни столько невзгод и столько лишений, и заслуживает посмертной чести и признания своих талантов. И по правде говоря, ему в работе так не посчастливилось потому, что он всегда водился с людом бедным и низким, как человек, который, опустившись, сам себя стыдится, так как в юности на него возлагались большие надежды, но потом он и сам убедился, насколько ему далеко до тех столь превосходных вещей, которые он создавал в свои юные годы. Так вот, он настолько отклонился от того хорошего, что было вначале, что работы его стали неузнаваемы и, с каждым днем все больше забывая об искусстве, он дошел до того, что писал уже не только образа и картины, но и самые ничтожные вещи, да и сам чувствовал себя настолько ничтожным, что тяготился решительно всем, но больше всего своим многодетным семейством, так что и вся его искусность превратилась в беспомощность. И вот, отягченный болезнями и нищетой, он плачевно закончил свое существование в возрасте пятидесяти восьми лет. Погребен он был братством Мизерикордиа в церкви Сан Симоне во Флоренции в 1524 году. Свою опытность он завещал многим. Так, основам искусства с детства обучался у него флорентинский живописец Бронзино, столь успешно себя проявивший под руководством флорентинского живописца Якопо да Понтормо и принесший искусству богатые плоды, как и его учитель Якопо(17).
Портрет Рафаэля воспроизведен по рисунку, принадлежавшему Бастьяно да Монтекарло(18), который также был его учеником и опытным мастером, хотя рисунком и не владел.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Живописец, названный Вазари Рафаэллино дель Гарбо, работал, по его свидетельству, во Флоренции в начале XVI в. Однако к этому времени относятся работы, подписанные различно: Рафаэллино дель Гарбо, Рафаэллино ди Карли, Рафаэллино да Фиренце и Рафаэллино Каппони. Отсюда был сделан вывод, что во Флоренции в одно и то же время работало несколько художников по имени Рафаэллино — одна часть исследователей полагала, что их было три (Р. дель Гарбо, и Р. ди Карли, и Р. Каппони), другие — что их было два (Р. дель Гарбо и другой, подписывающийся Р. ди Карли, Каппони и да Фиренце). Проблема не решена окончательно, тем не ме-нее вероятнее всего, что прав был хорошо осведомленный Вазари: во Флоренции в указанное время работал лишь один Рафаэллино — (Рафаэль да Карпи ди Бартоломео ди Джованни, усыновленный Никколо Каппони, прозванный дель Гарбо по названию улицы, где он жил, сведения о нем Вазари мог получить от его сына и от его ученика живописца Анджело Бронзино (в 1548 г. в список живописцев был записан Рафаэль Бартоломео Никколо Каппони). Кроме упомянутых в биографии работ следует назвать: алтариый образ Мадонны со св. Франциском и Зиновием из больницы Санта Мариа Нуова (теперь в Уффици) — единственная работа, подписанная Р. Каппони; «Мадонна во славе» в церкви Санта Мариа дельи Анджели в Сиене (подпись: «Р. да Фиренце»); алтарный образ в Валломброзе (за который было упла-чено художнику Рафаэлю).
1 В первом издании «Жизнеописаний» биография начиналась так: «Удивительное дело, когда природе иной раз удается произвести на свет талаит, с первых же шагов создающий вещи чудесные, люди превозносят его превыше небес, в душе своей возлагая на него надежды: будто он то ли силою самой природы, то ли по прихоти судьбы достиг уже чуть ли не половины того пути, который ему предназначен. И вдруг ими же низводится он обратно на землю, и те же, кто всю веру вложил в этого человека, обрубают ветви надежды и не только не замалчивают, но и поносят того, кого сами толкнули на скачок в бессмертие, не останавливаясь перед тем, чтобы с позором добить его так, чтобы он никогда больше не мог подняться. И если даже он, продолжая после этого трудиться, и создает среди многих плохих вещей одну хорошую, то ненависть в душе ожидавших от него чудес такова, что ни за что не пожелают они ни взглянуть на него, ни к нему присмотреться, чаще всего закрывают глаза, чтобы не пришлось им увидеть правду. Это пугает душу творящего, и он не только падает духом, но и лишается силы, клонясь непрерывно к упадку. Не мало было таких случаев с искусстве и несть им числа и в науках. Вот почему тот, кто честным путем сам умеет положить хорошее начало, редко не доходит в своим творчестве и до благополучного его завершения. А вот Рафаэллино дель Гарбо поступил не так..»

2 Сохранившиеся частично рисунки находятся в собраниях Уффици и Британского музея.

3 Речь идет о Филиппино Липпи, в биографии которого (см. т. II «Жизнеописаний») упоминается о работах в Санта Мариа сопра Минерва.

4 Рафаэллино ниже везде именуется Рафаэлем (Рафаэллино — уменьшительное от Рафаэля).

5 Работа сохранилась и находится теперь в Уффици.

6 Фреска погибла.

7 Судьба обеих работ неизвестна.

8 Все росписи церкви Сан Джорджо погибли при перестройке церкви в начале XVIII в. (церковь именуется теперь Санто Спирито Сулла Коста).

9 Из названных работ, выполненных для церкви Санто Спирито, сохранились: «Оплакивание» (теперь в Мюнхенской пинакотеке), «Св. Бернард» (там же, приписываемый Перуджино), «Месса папы Григория» (США, Сарасота, собрание Ринглинг) и «Мадонна во святыми» (теперь в галерее Корсини во Флоренции), подписанная Рафаэлем де Карли и датированная 1502 г.

10 Фрески в Честелло сохранились (теперь это Начальная школа на Виа делла Колонна)

11 Работа находится теперь в Лувре (средняя часть без боковых и пределлы).

12 Работы в Сан Пьеро Маджоре, в Мурате и в Сан Панкраццио (Бранкацио) не сохранились.

13 Фреска в Честелло в церкви Санта Мариа Маддалена деи Пацци сохранилась.

14 Часовня разрушена, работа погибла.

15 Речь идет о Винченцио Боргини (см. т. I «Жизнеописаний»). Рисунки не сохранились.

16 Паголо (Паоло) из Вероны упоминается в биографии Полайоло (см. ч. II «Жизнеописаний»). Галлиено ди Микеле ди Мариано работал для флорентинского и сиенского соборов, о чем сохранились документы.

17 О Бронзино см. ниже «Академики рисунка», о Понтормо см. ниже его биографию.

18 Бастьяно ди Никколо ди Бастьяно да Монтекарло — посредственный живописец, умер в 1563 г. Речь идет о портрете, помещенном перед биографией Рафаэллино дель Гарбо.


наверх