Коснусь,
однако, лишь некоторых, выполненных по преимуществу Баччо.
Одна из них, находящаяся в доме Филиппо ди Аверардо Сальвиати,
который высоко ее ценит и очень ею дорожит, изображает Богоматерь
отменно прекрасную. Другая недавно куплена (при распродаже
старой утвари) Пьером Мариа делла Поцце, большим любителем
живописи, который, поняв красоту ее, денег не пожалел; на
ней Богоматерь выписана с тщательностью необычайной. У Пьера
дель Пульезе была небольшая мраморная Богоматерь, выполненная
в очень низком рельефе рукой Донателло. Дабы оказать еще
больше почестей редчайшей этой вещи, он заказал для нее
деревянный табернакль, где она замыкалась двумя створками(3).
А затем он передал его Баччо делла Порта, который написал
на створках изнутри две малые истории, одной из которых
было Рождество Христово, другой же — его Обрезание. Их Баччо
выполнил с фигурками наподобие как в миниатюрах, так, что
лучше маслом написать было бы невозможно; на закрытых же
названных створках снаружи он написал также маслом, но светотенью
Богоматерь, благовествуемую ангелом.худ. Фра Бартоломмео
/ Святое семейство со св. Иоанном-Крестителем Работа эта
находится ныне в кабинете герцога Козимо, где он хранит
все бронзовые малофигурные древности, медали и другие редкие
живописные миниатюры, и почитается его сиятельнейшим превосходительством
вещью редкостной, да она и поистине такова.
Во Флоренции Баччо любили за его добродетели, ибо в труде
был он усидчив, от природы был спокойным и добрым и весьма
богобоязненным; очень любил он спокойную жизнь, избегал
предосудительных дел, охотно слушал проповеди и всегда искал
общения с людьми учеными и степенными. И в самом деле, редко
бывает, чтобы природа объединяла в одном лице и большой
талант и кроткого художника, который в то или иное время
не проявил бы свою доброту и смирение. Так было и с Баччо,
который, как сказано будет ниже, достиг того, чего желал,
так что молва шла о его доброте столько же, сколько о его
способностях, и имя его стало известным настолько, что Джероццо,
сын моны Ванны Дини, заказал ему капеллу на кладбище, где
погребают останки умерших в больнице Санта Мариа Нуова.
Там он начал фреской Страшный суд(4), выполненный им в той
части, которую он успел закончить, с такой тщательностью
и в столь прекрасной манере, что завоевал себе величайшую
известность сверх той, которую уже имел, и был громко прославлен
за то, что он с такой отменнейшею рассудительностью сумел
выразить и райскую славу и Христа с двенадцатью апостолами,
судящих представителей двенадцати колен, прекраснейшие одежды
которых столь мягко расцвечены. А кроме того, по рисунку
незаконченных фигур, низвергаемых в ад, видны отчаяние,
скорбь и позор вечной смерти и подобньш же образом удовлетворение
и радость тех, которые спасутся, несмотря на то, что работа
эта осталась незавершенной, так как к религии склонности
у него было больше, чем к живописи.
Дело в том, что как раз в это время в монастыре сан Марко
пребывал Джироламо Савонарола из Феррары, монах ордена проповедников,
знаменитейший богослов. Баччо же, благоговея перед ним,
постоянно слушал его проповеди, вступил в теснейшие с ним
отношения и находился почти безотлучно в монастыре, где
завел дружбу и с другими монахами. Между тем случилось так,
что брат Джироламо продолжал свои проповеди и каждый день
провозглашал с кафедры, что сладострастные картины, и музыка,
и книги любовного содержания часто склоняют человеческие
души к дурным поступкам; он сумел внушить людям, что нехорошо
держать в доме, где есть девочки, изображения голых мужчин
и женщин. И так как народ взбудоражили его речи, то на следующую
же масленицу, когда по городскому обычаю на площади устраивали
соломенные или деревянные шалаши, а во вторник вечером по
древнему обычаю сжигали их с любострастными танцами, во
время которых мужчины с женщинами, взявшись за руки, кружились
вокруг костра, распевая разные песни, брат Джироламо добился
того, что в этот день снесли туда такое количество картин
и скульптур с обнаженными фигурами, многие из которых были
выполнены рукой превосходных мастеров, а ровным образом
и книг, лютней и песенников, что это принесло огромнейший
ущерб, в особенности для живописи(5). худ. Фра Бартоломмео
/ Пророк ИсайяСнес туда и Баччо все свои труды, состоявшие
из рисунков, сделанных им с обнаженных тел, а его примеру
последовали Лоренцо ди Креди и многие другие, прозванные
плаксами.
А дальше не прошло много времени, как Баччо по преданности
брату Джироламо написал на холсте его портрет(6), который
вышел прекраснейшим и был отослан затем в Феррару, откуда
он недавно воротился во Флоренцию в дом Филиппо ди Аламанно
Сальвиати, который очень им дорожит, поскольку написан он
рукою Баччо. А дальше случилось так, что наступил день,
когда партии, противные брату Джироламо, восстали, дабы
захватить его и предать в руки правосудия за раздоры, учиненные
им в городе. Видя это, сторонники брата собрались со своей
стороны в количестве более пятисот и заперлись в Сан Марко,
и с ними был и Баччо, как ярый приверженец этой партии.
Говоря же по правде, был он человеком малодушным, очень
робким и даже, пожалуй, трусливым, и так как он чувствовал,
что скоро у монастыря начнется драка и кое-кого убьют и
ранят, то им овладело сильное сомнение в самом себе, и потому
он дал обет, что если избавится от этой напасти, то тотчас
же облачится в ризу этого ордена, что затем полностью было
им исполнено. И потому, когда шум кончился и монах был захвачен
и приговорен к казни, о чем более подробно рассказывают
историки, Баччо отправился в Прато и 26 июля 1500 года(7)
стал монахом в местном доминиканском монастыре, как это
записано в летописях того самого монастыря, где он был пострижен
в монахи, к величайшему неудовольствию всех его друзей,
огорчившихся бесконечно тем, что его потеряли, и главным
образом потому, что предчувствовали, что он замыслил живописыо
больше не заниматься.
И потому Мариотто Альбертинелли, его друг и напарник, по
просьбе Джероццо Дини принял на себя заказы фра Бартоломео
— это имя было ему дано настоятелем при пострижении — и
довел до конца работу на кладбище при церкви Санта Мариа
Нуова(8), где на боковых стенках он изобразил с натуры стоящими
на коленях тогдашнего начальника больницы и некоторых монахов,
сведущих в хирургии, а также заказчика Джероццо вместе с
супругой. А в одной из сидящих обнаженных фигур он изобразил
Джулиано Буджардини, своего ученика, в виде юноши с длинными
волосами, по тогдашнему обычаю, и волосы лежат волосок к
волоску — так тщательно они расчесаны. Изобразил он там
и самого себя, также с длинными волосами, в виде одного
из тех, что восстают из гробов. Изображен там среди блаженных
также и живописец фра Джованни из Фьезоле, жизнь которого
нами уже описана. Работа эта, написанная фра Бартоломео
и Мариотто целиком фреской, сохранилась и сохраняется отлично;
художники же ее ценят, так как большего в этом роде мало,
что можно сделать.
Фра Бартоломео провел в Прато много месяцев, а затем был
своим начальством назначен конвентуалом во флорентинский
монастырь Сан Марко, худ. Фра Бартоломмео / Снятие со крестагде
за добродетели свои был принят весьма ласково. В те дни
Бернардо дель Бьянко выстроил во флорентинском аббатстве
по рисунку Бенедетто да Ровеццано капеллу из мачиньо с весьма
богатой и красивой резьбой, которая считалась и считается
и ныне произведением нарядным и разнообразным. Бенедетто
Бульони завершил ее, поставив в нескольких нишах круглые
фигуры, а также ангелов из глазурованной терракоты, а фризы
были усеяны херувимами и гербами Бьянко. Когда же он пожелал
поставить там образ, достойный такого обрамления, ему пришло
в голову пригласить для этого фра Бартоломео, и он, обратившись
к его друзьям, сделал все возможное, чтобы его к этому склонить.
Между тем фра Бартоломео находился в монастыре, не занимаясь
ничем, кроме как божественными службами и вопросами, относящимися
к уставу, несмотря на многие просьбы настоятеля и самых
близких его друзей хотя бы что-нибудь написать; так прошло
уже четыре года, а он все не хотел работать. Однако в данном
случае Бернардо дель Бьянко в конце концов его уломал, и
он принялся за этот образ, изобразив на нем неимущего святого
Бернарда, которому является Богоматерь с младенцем на руках,
несомая многочисленными, тщательно выписанными им ангелами
и путтами, и который, взирая на это видение, так погружен
в созерцание, что в нем ясно видно нечто небесное, озаряющее,
если внимательно к ней присмотреться, всю эту вещь в целом,
куда он вложил одновременно и много стараний и много любви,
как, впрочем, и в написанную им фреской арку, расположенную
над ней(9).
Он написал также несколько картин для кардинала Джованни
деи Медичи, а для Аньоло Дони написал необыкновенной красоты
Богоматерь, которая служит в капелле его дома алтарным образом(10).
В это время во Флоренцию обучаться искусству приехал Рафаэль
Урбинский и фра Бартоломео преподал ему правильные начала
перспективы. А так как Рафаэлю захотелось писать красками
в манере фра Бартоломео и ему нравилось обращаться с красками
и смешиватъ их так, как делал : тот, то он и пребывал с
ним постоянно. В это время фра Бартоломео написал образ
с великим множеством фигур в монастыре Сан Марко во Флоренции;
ныне он у французского короля, которому был преподнесен
в дар, в Сан Марко же он был выставлен в течение многих
месяцев(11).
А взамен отосланного во Францию он написал затем там же
другой образ (12) с бесчисленным множеством фигур, худ.
Фра Бартоломмео / Благовещениена котором путты, парящие
в воздухе и поддерживающие раскрытый полог, написаны с таким
искусством и знанием рисунка и так рельефно, будто отделяются
от доски, а тела их, написанные телесным цветом, являют
ту добротность и ту красоту, какие всякий стоящий живописец
стремится придать своим вещам. Вещь эта и поныне почитается
превосходнейшей. Достойны всяческой похвалы в ней и все
многочисленные фигуры вокруг Богоматери, изящные, выразительные,
не-посредственные в своем порыве и живые; написаны же они
в смелой манере так, что кажутся выпуклыми. Ибо он хотел
показать, что он не только владел рисунком, но и умел придавать
фигурам смысл и выделять их при помощи теней, что видно
по пологу, где путты, его поддерживающие, рея в воздухе,
словно отделяются от доски. А кроме того, есть там юноша
Христос, обручающийся со святой Екатериной мученицей; при
темном колорите, какого он придерживался, более живой вещи
создать было бы невозможно. Есть там с одной стороны и группа
святых, перспективно уменьшающихся в проеме большой ниши
и расставленных в таком порядке, что кажутся живыми; то
же и с другой стороны. И по правде говоря, очень ему помогло
подражать в таком колорите вещам Леонардо, и главным образом
в тенях, где он применял сажу печатников(13) и черный цвет
жженой слоновой кости. А теперь образ этот от таких черных
красок стал гораздо темнее против то-го, каким был, когда
он его писал, так как краски эти стали еще гуще и еще темнее.
Впереди среди главных фигур он написал св. Георгия в латах,
с хоругвью в руке, фигуру гордую, стремительную, живую и
в прекрасном положении. Есть там и стоящий св. Варфоломей,
заслуживающий величайших похвал, с двумя мальчиками, один
из которых играет на лютне, другой же на лире. У одного
из них нога упирается в инструмент, а рука пробегает по
струнам, ухом же он прислушивается к гармонии, а голова
с приоткрытыми устами приподнята так, что зритель не может
отделаться от чувства, что слышит и голос. Точно так же
и другой, стоящий сбоку, припал ухом к лире, будто прислушивается
к созвучию лютни с голосом, а так как он исполняет втору,
то, опустив глаза к земле и повернувшись ухом к товарищу,
который играет и поет, старается не сбиться: все эти наблюдения
и оттенки — настоящие находки. Так же чудесно и тщательно
написаны многоопытной Рукой фра Бартоломео и сидящие фигуры,
одетые в покрывало, и все фигуры выделяются рельефно на
темном фоне.
Насупротив этого образа он недолгое время спустя написал
и другой, который считается удачным и на котором изображена
Богоматерь в окружении святых(14). худ. Фра Бартоломмео
/ Поклонение младенцуОсобого одобрения заслужил он за введенный
им способ окутывания фигур дымкой, что помимо всего прочего
вложенного в них искусства придает им удивительное единство,
так что они кажутся рельефными и живыми, выполненными в
совершенстве и в лучшей манере.
Когда же он услышал о выдающихся произведениях Микеланджело
в Риме, равно как и о созданиях изящного Рафаэля, и побужденный
непрерывно доносившейся до него молвой о чудесах, творимых
обоими божественными мастерами, он с разрешения приора отправился
в Рим(15). Там он был принят братом Мариано Фетти, хранителем
свинцовой печати, в его обители Сан Сильвестро, что на Монтекавалло,
и написал там два образа св. Петра и св. Павла. Однако ему
в тамошней обстановке не очень-то удавалось добиться того
качества в работе, которого он достигал в обстановке флорентинской,
ибо среди такого изобилия увиденных им творений древности
и современности он растерялся настолько, что, как ему это
казалось, он в значительной степени лишился того мастерства
и того превосходства, которыми когда-то обладал. Поэтому-то
он и решил уехать и предоставил Рафаэлю Урбинскому закончить
одну из незаконченных им картин, а именно св. Петра, который
и был передан брату Мариано, целиком переписанный рукой
чудесного Рафаэля(16). Итак, он вернулся во Флоренцию, где
выслушивал неоднократно колкости за то, что не умел писать
обнаженные тела.
И вот он решил подвергнуться испытанию, дабы, приложив усилия,
показать, что и он не хуже всякого другого вполне способен
к любой превосходной работе в этом роде, и в качестве образца
он написал св. Себастьяна(17) в колорите, весьма напоминающем
цвет тела, с нежным выражением лица и с соответственной
красотой и законченностью всей фигуры, за что он и заслужил
бесконечные похвалы среди художников. Говорят, что после
того, как эта фигура была выставлена в церкви, монахам стали
попадаться на исповедях женщины, согрешившие от одного взгляда
на красоту и сладострастное правдоподобие живого тела, переданные
в нем мастерством фра Бартоломео. Почему, убрав ее из церкви,
и поместили в капитуле, где она оставалась недолго, так
как была куплена Джован Батистой дель Палла и переслана
в дар французскому королю.
Фра Бартоломео постоянно сердился на столяров, обрамлявших
его доски и холсты, за их обычай, существующий и ныне, всегда
закрывать выступами карнизов чуть ли не восьмую часть фигур.
худ. Фра Бартоломмео / Бог-Отец со свв. Екатериной сиенской
и Марией МагдаленойПотому-то фра Бартоломео и решил придумать
способ обходиться без рам и для этого св. Себастьяна и заказал
круглую доску с полукруглым завершением, изобразив на ней
в перспективе нишу, которая кажется рельефным углублением
самой доски и своим написанным карнизом образует таким образом
раму для фигуры, стоящей посредине. То же самое сделал он
и на нашем св. Викентии(18) и на св. Марке, о котором пойдет
речь после св. Викентия.
Св. Викентия он написал для своего ордена над аркой двери,
ведущей в ризницу, маслом на дереве, изобразив его проповедующим
о Страшном суде, и в его телодвижениях и в особенности в
выражении лица тот ужас и тот гнев, какие обычны на лицах
проповедников, когда они, угрожая божественным правосудием,
особенно стараются возвратить к совершенной жизни людей,
упорствующих в грехе. И таким образом эта фигура кажется
при внимательном рассмотрении не написанной, а настоящей
и живой, настолько рельефно она написана, и жалко, что вся
она попортилась и потрескалась, потому что написана свежей
краской на свежем клею, как я это говорил и о работах Пьеро
Перуджино(19) в монастыре братьев во Христе. А чтобы показать,
что он умеет писать и крупные фигуры, он, поскольку о нем
говорили, что манера у него мелкая, решил поместить на стене,
там, где дверь хора, евангелиста св. Марка — фигуру в пять
локтей, написанную на дереве и отличающуюся прекрасным рисунком
и отличным исполнением.
Когда же из Неаполя воротился флорентинский купец Сальвадор
Билли, он, услыхав о славе фра Бартоломео и посмотрев его
произведения, заказал ему образ на дереве с Христом Спасителем,
что намекало на его имя,(21) в окружении четырех апостолов,
а еще там изображены два путта, поддерживающих земной шар,
и нежное и свежее тело их написано так же превосходно, как
и вся работа. Изображены там и два пророка, получившие большое
одобрение. Образ этот был установлен во флорентинской Нунциате
под большим органом, в соответствии с пожеланием Сальвадора
. Эта прекрасная вещь отделана братом с большой любовью
и с большим мастерством, мраморная же резьба обрамления
выполнена рукой Пьеро Росселли. После этого, когда фра Бартоломео
стало необходимо подышать воздухом, приор, которым был тогда
один из друзей, отослал его за город в один из их монастырей(22),
во время своего пребывания в котором он на пользу как своей
души, так и своей обители смог сочетать работу рук своих
с созерцанием своей близкой кончины.
А для церкви Сан Мартино в Лукке он написал образ на дереве(23),
где у ног Богоматери изображен ангелочек, играющий на лютне,
а также св. Стефан и св. Иоанн и где он проявил свое мастерство
в превосходном рисунке и колорите. худ. Фра Бартоломмео
/ (Не тронь меня)Равным образом для церкви Сан Романо он
написал образ на холсте(24), где Богоматерь Милосердная
стоит на каменном возвышении и несколько ангелов поддерживают
ее мантию, и тут же он изобразил на всех ступеньках людей,
сидящих, стоящих и коленопреклоненных, которые взирают на
Христа с высоты ниспосылающего на народы громы и молнии.
В работе этой фра Бартоломео бесспорно обнаружил большое
владение живописными приемами постепенного облегчения как
падающей тени, так и темноты, достигая этим величайшей рельефности
и преодолевая таким образом трудности искусства с редкостным
и превосходным мастерством колорита, рисунка и выдумки и
создав произведение, совершеннее которого он не создавал
еще никогда. В той же самой церкви он написал еще один образ,
но на холсте, с изображением Христа и св. Екатерины мученицы,
а также и св. Екатерины сиенской, дух которой восхищается
с земли и фигура которой такова, что лучшей в такой же степени
создать невозможно(25).
Вернувшись во Флоренцию, он занялся музыкой, сильно ею увлекся
и иной раз для времяпрепровождения упражнялся в пении. В
Прато, в церкви, что насупротив церкви Мадонны делле Карчери,
он написал образ с Успением, несколько картин с изображением
Богоматери для дома Медичи, а также и другие картины для
разных лиц, каковы, например, Богоматерь, та, что в комнате
Лодовико, сына Лодовико Каппони, а равным образом и другая
Дева Мария с младенцем на руках и двумя головами святых,
принадлежащая превосходнейшему мессеру Леллио Торелли, секретарю
светлейшего герцога Козимо, который весьма ее ценит как
из-за мастерства фра Бартоломео, так и потому, что он любит
и поощряет не только представителей этого искусства, на
и всякие таланты. В доме Пьеро дель Пульезе, принадлежащем
ныне Маттео Ботти, флорентинскому купцу и гражданину, он
написал на верхней площадке лестницы св. Георгия на коне
и в латах, убивающего змея весьма искусно, как на турнире.
Написал он его маслом светотенью, так как он очень любил
выполнять все свои вещи, прежде чем писать их красками,
именно в виде картонов, пользуясь чернилами или же битумной
отмывкой, как это видно по многочисленным его вещам, холстам
и доскам, оставшимся после его смерти незаконченными, а
также по многочисленным его рисункам, выполненным светотенью,
большая часть которых находится в монастыре св. Екатерины
сиенской, что на площади Сан Марко, у одной монахини, занимающейся
живописью, о которой будет упомянуто на своем месте. Многие
же рисунки, выполненные таким же способом, украшают на память
о нем нашу Книгу рисунков, а другие принадлежат превосходнейшему
врачу мессеру Франческо дель Гарбо(26).
Фра Бартоломео считал, что во время работы перед ним должны
находиться настоящие вещи, и когда он писал ткани, доспехи
и другие тому подобные предметы, он заказывал деревянную
модель в натуральную величину со сгибающимися суставами
и одевал ее в настоящие ткани. И потому он и создавал прекраснейшие
вещи, что он мог по своему усмотрению сохранять в неподвижности
расположения этой модели, пока не доведет своей работы до
совершенства. Такая модель, хоть и попорченная и истлевшая,
как память о нем хранится нами.
В Ареццо, в аббатстве черных монахов, он выполнил светотенью
голову Христа, прекраснейшую вещь, а также образ на дереве
для братства Созерцающих, хранившийся в доме великолепного
мессера Оттавиано деи Медичи, сын которого, мессер Алессандро,
сделал для него ныне великолепную раму и перенес его в свою
домашнюю часовню, так как он очень его ценит в память о
фра Бартоломео и потому, что безмерно любит живопись. Для
одной из капелл в новициате Сан Марко он благополучно завершил
«Введение во храм», выделяющееся рисунком и большой своей
красотой(27). А в Санта Мариа Маддалена, обители названных
монахов вне Флоренции, куда он ездил на отдых, он написал
Христа и Магдалину, а также кое-что написал фреской для
этого же монастыря.худ. Фра Бартоломмео / Бегство в Египет
со св. Иоанном-Крестителем Равным образом он расписал Фреской
арку над гостиницей в Сан Марко, где он изобразил Христа
с Клеофой и Лукой, а также брата Никколо делла Манья в молодости,
который впоследствии стал архиепископом Капуи и, наконец,
кардиналом. В монастыре Сан Галло он начал образ, законченный
впоследствии Джулиано Буджардини и находящийся ныне на главном
алтаре в церкви Сан Якопо тра и Фосси, что на Канто дельи
Альберти(28). Равным образом написал он и картину «Похищение
Дианы», в которой большое одобрение получили замысел и архитектура,
ту, что ныне принадлежит мессеру Кристофано Риньери и позднее
была дописана названным Джулиано. Пьеро Содерини заказал
ему работу на дереве для залы Совета; написанная светотенью,
она была выполнена в такой манере, что должна была принести
ему величайшую славу(29). Ныне она, как была незаконченная,
с почетом помещена в церкви Сан Лоренцо, в капелле великолепного
Оттавиано деи Медичи; на ней изображены все покровители
города Флоренции и те святые, которым при жизни их город
был обязан своими победами, там же и портрет самого Бартоломео,
написанный им в зеркало. И приключилось так, что после того
как он его начал и уже весь нарисовал, у него от постоянной
работы у окна, через которое на него падал свет, вся сторона
отнялась, и он не смог сдвинуться с места. Тогда ему посоветовали
отправиться на воды в Сан Филиппо и, так как врачи ему это
прописывали, пробыл он там долго, но лучше стало ему от
этого лишь на малую толику.
Очень любил фра Бартоломео фрукты и ел их с большим удовольствием,
несмотря на то, что вред они приносили его здоровью огромнейший.
И вот как-то утром съел он много винных ягод, после чего,
помимо того, что ему и так уже было плохо, на него напала
страшнейшая горячка, которая через четверо суток пресекла
его жизнь в возрасте сорока восьми лет, и в полном сознании
отдал он богу свою душу. Кончину его оплакивали друзья его,
и в особенности монахи, с почестями похоронившие его в своей
усыпальнице в Сан Марко 8 октября 1517 года(30). При жизни
своей он был освобожден братией присутствовать в хоре при
всех богослужениях. Зато вся прибыль от его работ шла монастырю,
на руках же у него оставались лишь деньги, потребные на
покупку красок и вещей, для живописи необходимых.
После него остались ученики Чеккино дель Фрате, Бенедетто
Чанфинини, Габриэль Рустичи и фра Паоло из Пистойи, у которого
остались и все работы(31). Он по его рисункам после его
смерти написал много картин на дереве и на холсте, из которых
три находятся в церкви Сан Доменико в Пистойе и одна в церкви
Санта Мариа дель Сассо в Казентино. Фра Бартоломео обладал
такой прелестью колорита в своих фигурах и придал им такую
новизну, что заслуживает за это быть нами названным одним
из благодетелей искусства.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Бартоломео
(Баччо) делла Порта (ди Сан Марко) (1472 или 1475—1517),
сын возчика Паоло дель Фатторино, — флорентинский живописец,
с 1485 г. учился у Козимо Росселли, вместе с Пьеро ди Козимо
и Мариотто Альбертинелли, с которым долго работал в одной
боттеге. В 1496—1497 гг. становится приверженцем Савонаролы,
в 1500 г. священником, но в первые годы XVI в. вновь усердно
занимается живописью (влияние Леонардо, Перуджино, Рафаэля,
а после поездки в Венецию в 1508 г. — Джамбеллини и Джорджоне).
С 1509 г. снова работает вместе с Альбертинелли, с которым
основывает так называемую «школу св. Марка» (скуолу ди Сан
Марко). В 1514 г. едет в Рим, где заболевает маляррей и,
бросив начатые там работы, возвращается во Флоренцию. Последние
годы (1514—1517) живет в монастыре Магдалины в долине реки
Муньоне (Конвенто делла Маддалена).
Главные работы: «Рождество», «Обрезание» и «Благовещение»
на створках табернакля (Флоренция, Уффици); «Благовещение»
(1497 г., Вольтерра, собор); «портрет Савонаролы» (1497
г., Флоренция, Музей Сан Марко); фреска «Всемирный потоп»
для больницы Санта Мариа Нуова (начата в 1499 г., закончена
Альбертинелли, теперь — в музее Сан Марко); «Явление Богоматери
св. Бернарду» (1504—1506, Флоренция, Академия); «Видение
св. Екатерины и Магдалины» (1509, Лукка, галерея); «Обручение
св. Екатерины» (1511, Париж, Лувр); «Обручение св. Екатерины»
(1512, Флоренция, Уффици); образ в соборе города Безансона
(1511); «Св. Марк» (1515, Флоренция, галерея Питти), «Мадонна
делла Мизерикордиа» (1515, Лукка, галерея); «Спаситель среди
евангелистов» (1516, Флоренция, галерея Питти); «Обрезание»
(1516, Вена, Художественно-исторический музей); «Положение
во гроб» (1516, Флоренция, галерея Питти); «Noli me tangеге»
(«Не тронь меня», последняя работа, 1517, в монастыре Магдалины).
1 См. ниже биографию Мариотто Альбертинелли — прим. 2.
2
О каких Мадоннах идет речь — неизвестно.
3
Какая работа Донателло принадлежала Пьеро Пульезе — неизвестно.
Створки табернакля сохранились (находятся в Уффици).
4
Сохранившаяся фреска, написанная в 1498 — 1499 гг., перенесена
на полотно и хранится в настоящее время в музее Сан Марко
во Флоренции.
5
Сожжение «сует» происходило 27 февраля 1497 г.
6
Портрет находится в келье Савонаролы во флорентинском монастыре
Сан Марко.
7
Число указано точно.
8
Работы Мариотто Альбертинелли не сохранились.
9
Капелла разрушена в XVII в., причем погибли отделка Бульони
и росписи фра Бартоломео. Сохранившийся образ со св. Бернардом
находится во Флорентинской академии.
10
Судьба картин, написанных для Медичи, неизвестна, подписная
Мадонна 1516 г., написанная по заказу Дони, находится в
римской галерее Корсини.
11
Сообщение об обучении фра Бартоломео оснований не имеет.
Принадлежавшее ранее французскому королю «Обручение св.
Екатерины» (1511) находится теперь в Лувре.
12
Работа, выполненная в 1512 г., находится в Уффици.
13
Так называлась краска, получаемая из льняного масла.
14
Мадонна со святыми, написанная раньше (в 1509 г.), находится
во флорентинском музее Сан Марко
15
В Риме фра Бартоломео был в 1514 г.
16
«Св. Петр и св. Павел» находятся в картинной галерее ватиканских
музеев. Сообщение о работе над ними Рафаэля не вполне достоверно.
О доминиканском монахе фра Мариано Фетти см. ниже биографию
Перуцци.
17
«Св. Себастьян» (ок. 1514 г.) находится теперь в Пезена
во Франции.
18
«На нашем св. Викентии», то есть написанном для ордена доминиканцев
(Вазари, по-видимому, пользовался списком работ фра Бартоломео,
составленным доминиканским монахом, и по недосмотру внес
в свою рукопись и местоимение «нашем»). «Св. Викентий» находится
теперь во Флорентинской академии, «Св. Марк» — в галерее
Питти.
19
См. биографию Перуджино вт. II «Жизнеописаний».
20
Сальватор — Спаситель по-латыни.
21
«Спаситель» (подписной 1516 г.) находится теперь в галерее
Питти, «Пророки» — в Уффици.
22
Речь идет о монастыре Магдалины в долине реки Муньоне.
23
Образ (подписной и датированный 1509 г.) находится в Лукке
на старом месте.
24
Образ (подписной и датированный 1515 г.) — в галерее Лукки.
25
Образ (1509) со св. Марией Магдалиной и Екатериной находится
в галерее Лукки. Картина со святыми — в Уффици.
26
«Успение» находится в Национальном музее Каподимонте Неаполя.
Судьба «других картин для разных лиц», а также обеих Мадонн
и св. Георгия неизвестна. Рисунки фра Бартоломео хранятся
в Музее изобразительных искусств Будапешта, в Британском
музее, в Штедельском институте (во Франкфурте-на-Майне),
в парижской Есо1е des beaux arts. Монахиня, занимающаяся
живописью, — сестра Плаутилла, о которой см. Биографию Проперции
Росси.
27
Судьба головы Христа неизвестна, образ для братства Созерцающих
(Контемплантов) идентифицируется с «Успением» в Берлинском
музее. «Введение во храм» находится в венском Художественно-историческом
музее.
28
В монастыре Магдалины сохранились следующие его фрески:
«Христос с Магдалиной», «Христос, несущий крест», «Св. Франциск
и Доминик», «Благовещение», «Мадонна делла Мизерикордиа».
Там же находится реплика «Положения во гроб», законченного
Буджардини (см. его биографию) и фра Паолино (оригинал —
в галерее Питти). Две фрески сняты и перенесены в келью
Савонаролы в монастыре Сан Марко («Мадонна с младенцем»)
и во Флорентинскую академию («Св. Петр мученик с Христом
и святыми»). Фреска в Сан Марко сохранилась на месте.
29
«Похищение Дианы» находится в венском Художественно-историческом
музее и приписывается Буджардини. Работа для залы Совета
находится теперь в музее Сан Марко во Флоренции.
30
Фра Бартоломео умер 31 октября 1517 г. По Вазари, он родился
в 1469 г. Более вероятны годы рождения 1472 или 1475.
31
О Чеккино дель Фрате других сведений нет. О Габриэле Рустичи
известно лишь, что он умер в 1562 г. Джованни ди Бенедетто
Чанфанини родился в 1462 г., умер в 1542 г. (другие сведения
отсутствуют). Работы, которые Вазари приписывает фра Па
оло из Пистойи (точнее, фра Паолино, прозванному Синьораччо,
1490—1547), сохранились на первоначальном месте.
|