В церкви Сант Агостино в названном городе он выполнил образ
св. Николая Толентинского с прекраснейшими историйками,
завершенный им с хорошим рисунком и выдумкой, и там же в
капелле св. Даров он написал фреской двух ангелов. В церкви
Сан Франческо в капелле Аккольти он расписал для мессера
Франческо, доктора прав, доску, на которой изобразил самого
мессера Франческо и нескольких его родственников. В произведении
этом есть дивный св. Михаил, взвешиваю-щий души; в этой
фигуре в сверкании ее доспехов и в отражениях на них проявились,
как, впрочем, и во всей вещи в целом, глубокие его знания.
Лука дал ему в руку весы, на которых нагие люди, поднимаясь
на одной чашке и опускаясь на другой, изображены в прекраснейших
ракурсах. И между прочими хитроумными вещами, имеющимися
в этой живописной работе, есть нагая фигура, отменнейшим
образом превращенная в дьявола, у которого зеленая ящерица
лижет кровь из раны.худ. Лука Синьорелли / Завещание Моисея
и смерть Есть там, помимо этого, и Богоматерь с сыном на
коленях, св. Стефан, св. Лаврентий, св. Екатерина и два
ангела, один из которых играет на лютне, а другой на гуслях.
И все эти фигуры разодеты и разукрашены так, что диву даешься.
Но что там еще чудеснее, так это мелкофигурная пределла
с деяниями названной св. Екатерины(3).
Многое написал он и в Перудже и, между прочим, в соборе
для мессера Якопо Вануччи, кортонца, городского епископа,
картину на дереве, на которой изображены Богоматерь, св.
Онуфрий, св. Геркулан, св. Иоанн Креститель и св. Стефан,
а также прекраснейший ангел, настраивающий лютню(4).
В Вольтерре он написал фреской в церкви Сан Франческо.над
алтарем одного из сообществ Обрезание Господне, почитавшееся
дивным и прекрасным, несмотря на то, что младенец, пострадавший
от сырости, был переписан Содомой гораздо хуже, чем он был.
И в самом деле, иной раз лучше оставлять вещи, созданные
людьми превосходными, даже и наполовину испорченными, чем
давать их переписывать людям, менее знающим. В церкви Сант
Агостино в том же городе он расписал темперой алтарный образ
и его мелкофигурную пределлу с историями Страстей Христовых,
почитавшуюся необычайно прекрасной(5).
В Монте он написал для тамошней Синьории в церкви Санта
Мариа на доске Усопшего Христа(6), а в Читта ди Кастелло
в церкви Сан Франческо - Рождество Христово, а в церкви
Сан Доменико на другой доске — св. Себастьяна(7).
В церкви Санта Маргарита в Кортоне, на его родине, в обители
братьев-цокколантов находится Усопший Христос, одна из редкостнейших
его работ, а в сообществе Иисуса в том же городе он расписал
три доски, из которых чудесна та, что на главном алтаре,
где Христос причащает апостолов, а Иуда прячет святые дары
в мешок. А в приходской церкви, именуемой ныне Епископством,
он написал фреской в капелле св. Даров несколько пророков
в естественную величину, а вокруг табернакля — нескольких
ангелов, раскры-вающих полог, и по сторонам св. Иеронима
и св. Фому Аквинского. Для главного алтаря названной церкви
он написал на доске прекраснейшее Успение и сделал рисунки
для главного круглого окна названной церкви(8), которые
были осуществлены Стаджо Сассоли из Ареццо(9).
В Кастильоне Аретинском он выполнил над капеллой св. Даров
Усопшего Христа с Мариями(10), а в церкви Сан Франческо
в Лучиньяно дверцы шкафа, в котором находится коралловое
дерево с крестом на вершине(11). В Сиене он расписал в церкви
Сант Агостино доску для капеллы св. Христофора с несколькими
святыми по обе стороны рельефного св. Христофора(12).
Из Сиены, приехав во Флоренцию для того, чтобы взглянуть
на работы проживающих там в то время мастеров, а также многих
живших там раньше, он написал для Лоренцо деи Медичи на
полотне нескольких обнаженных богов, получивших большое
одобрение, и землей — образ Богоматери с двумя небольшими
фигурами пророков, находящихся ныне в Кастелло, вилле герцога
Козимо; и ту и другую работу он поднес названному Лоренцо,
который никогда и никому не позволял превзойти себя в щедрости
и великолепии.худ. Лука Синьорелли / Мадонна с младенцем
Он написал также прекраснейшее тондо с Богоматерью, то,
что в приемной капитанов гвельфской партии(13).
В Кьюзури Сиенском, главной обители монахов Монте Оливето,
он написал с одной стороны монастырского двора одиннадцать
историй из жизни и деяний св. Бенедикта. Из Кортоны он посылал
свои работы в Монтепульчано, в Фойяно (образ главного алтаря
приходской церкви), а также в другие местности Вальдикьяны(14).
В Мадонне, главной церкви Орвието, он собственноручно завершил
капеллу, начатую там фра Джованни из Фьезоле, в которой
он изобразил все истории о конце мира с выдумкой причудливой
и прихотливой: ангелов, демонов, крушения, землетрясения,
пожары, чудеса Антихриста и много тому подобных вещей, и
сверх этого нагих людей, всякие ракурсы и много прекрасных
фигур, вообразив себе ужас этого последнего и страшного
дня(15). Этим он ободрил всех работавших после него, для
которых трудности этой манеры уже казались легкими. И потому
я не удивляюсь тому, что работы Луки постоянно получали
высшее одобрение Микеланджело и кое-что в его божественном
Страшном суде в папской капелле осторожно им заимствовано
из выдумок Луки, как, например, ангелы, демоны, расположение
небес и другие вещи, в которых Микеланджело подражал приемам
Луки, как это, впрочем, может видеть каждый. В вышеназванных
произведениях Лука изобразил себя самого(16) и многих своих
друзей — Никколо, Паоло и Вителоццо Вителли, Джован Паоло
и Орацио Бальони и других, имена коих неизвестны.
В церкви Санта Мариа в Лорето он написал фреской в ризнице
четырех евангелистов, четырех учителей церкви и других святых
весьма прекрасных(17), и за работу эту был щедро вознагражден
папой Сикстом. Говорят, что, когда в Кортоне был убит его
сын, красавец лицом и телом, которого он очень любил, Лука,
в таком горе, велел раздеть его донага и с величайшей твердостью
духа, не рыдая и не проливая слез, написал его, дабы навеки
собственными руками запечатлеть образ того, кого природа
ему дала, а враждебная судьба у него отняла.
Будучи после этого призван названным папой Сикстом работать
в дворцовой капелле в соревновании со многими живописцами,
он написал там две истории, почитавшиеся лучшими среди многих
остальных. На одной — завещание Моисея еврейскому народу
при виде земли обетованной, а на другой — его же смерть(18).
В конце концов, после того как он выполнил работы для всех
почти государей Италии, и, будучи уже старым, он возвратился
в Кортону, где в эти последние свои годы работал больше
для удовольствия, чем для чего другого, ибо, привыкнув к
труду, он не мог и не умел оставаться праздным. И в старости
уже он написал в Ареццо образ для монахинь св. Маргариты
и еще один для сообщества св. Иеронима, частично оплаченный
мессером Никколо Гамуррини, доктором прав, аудитором Руоты,
изображенным на этой картине с натуры на коленях перед Мадонной,
которой его представляет св. Николай, изображенный на этом
же образе; есть там и св. Донат и св. Стефан, а пониже обнаженный
св. Иероним и Давид, поющий над псалтырью, а также два пророка,
которые, судя по грамотам у них в руках, рассуждают о непорочном
зачатии(19). Работа эта была доставлена из Кортоны в Ареццо
на плечах двух человек из этого сообщества. Лука же, несмотря
на свою старость, пожелал приехать для ее установки, а отчасти
и для того, чтобы повидаться со своими друзьями и родственниками.худ.
Лука Синьорелли / Мадонна с младенцем, Иосифом и со святым
А так как поселился он в доме Вазари, где был и я, маленький
мальчик восьми лет, то помнится, как этот добрый старик,
такой весь изящный и чистенький, услышав от учителя, обучавшего
меня первоначальной грамоте, что я ничем другим в школе
не занимаюсь, как только рисованием фигур, помнится, говорю
я, что, обратившись к Антонио, моему отцу, он сказал: «Антонио,
чтобы Джорджино не отставал от нас, пусть учится рисовать
во что бы то ни стало; ибо даже если бы он и прилежал к
науке, то и рисование, как всякому образованному человеку,
принесет ему только пользу, честь и утешение». Обратившись
затем ко мне, стоявшему перед ним, он сказал: «Учись, родной».
Наговорил он обо мне много и других вещей, о которых умолчу,
ибо знаю, что я далеко не оправдал мнение, которое обо мне
имел этот добрый старик. Когда же он услышал, что у меня
в этом возрасте очень сильно шла носом кровь, как в действительности
и было, так что иной раз я доходил до обморока, он собственноручно
с бесконечной любовью повесил мне на шею яшму, и это воспоминание
о Луке навечно запечатлелось в моей душе. Поставив названный
образ на место, он возвратился в Кортону, и его на большое
расстояние провожали многочисленные горожане, друзья его
и родственники, как он этого и заслужил своею доблестью,
так, что и жил он постоянно скорее как господин и почтенный
дворянин, чем как художник.
В эти самые времена Сильвио Пассерини, кортонскому кардиналу,
был построен дворец в полумиле от города перуджинским живописцем
Бенедетто Капорали, который занимался и архитектурой и незадолго
до этого истолковал Витрувия(20). И вот названный кардинал
пожелал, чтобы он и расписал его. И потому Бенедетто приступил
к этому с помощью Мазо Папачелло, кортонца, который был
его учеником и научился многому у Джулио Романо(21), о чем
будет сказано, а также с помощью Томмазо и других учеников
и подмастерьев, и не прекращал работы, пока почти всё целиком
не расписал фреской. Кардинал же пожелал иметь какую-нибудь
живопись и работы Луки, и тот, уже старый и парализованный,
написал фреской на передней стороне алтаря капеллы этого
дворца, как св. Иоанн Креститель крестит Спасителя(22);
однако совсем закончить этого не мог, ибо во время работы
умер в возрасте восьмидесяти двух лет(23).
Был Лука человеком отменнейшего нрава, искренним и правдивым
с друзьями и нежного и приличного обращения со всеми, особенно
приветливым со всяким нуждающимся в его работах и мягким
наставником своих учеников. Жил он в роскоши и любил хорошо
одеваться. За эти добрые качества на родине и за ее пределами
к нему всегда относились с величайшим почтением. Таким образом,
концом его жизни, приключившимся в 1521 году, мы и заканчиваем
вторую часть сих жизнеописаний, завершая ее Лукой как тем
человеком, который основательностью рисунка, в особенности
же обнаженных тел, и легкостью выдумки и умением компоновать
истории открыл большей части художников путь к последнему
совершенству искусства, вершин которого смогли достичь следующие
за ним, о которых мы и будем говорить в дальнейшем.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Лука
д'Эджидио ди маэстро Вентура де'Синьорелли (Лука да Кортона)
родился в Кортоне в середине XV века, умер там же 16 октября
1523 года — живописец, ученик Пьеро делла Франческа, живописи
которого близки приписываемые Луке плохо сохранившиеся фрески
Епископской башни в Читта ди Кастелло (1474) и три «Мадонны»:
в Оксфорде (библиотека Крайст Черч), Бостоне (музей) и Риме
(палаццо Барберини). В 70-х гг. продолжительное время был
во Флоренции (в кругу Верроккио — Поллайоло), около 1480
г.— работы в Лорето (фрески в Сантуарио), в 1482 г.— в Риме
(росписи Сикстинской капеллы); в 1484 г.— в Перудже (датированный
алтарный образ в соборе) и в Губбио, где встречался с Франческо
ди Джорджо, которого рекомендовал как архитектора для строительства
церкви Мадонна дель Кальчинайо, близ Кортоны; в |491 г._
эксперт при рассмотрении проектов фасада Флорентинского
собора; в том же году написал «Благовещение» и «Мадонну
со святыми» для Вольтерры (обе работы теперь в городской
пинакотеке); в 1404 г.— хоругви для Урбино («Распятие» и
«Праздник Троицы», теперь — в местной галерее); 1497 г.—
начало росписей монастырского двора в Монтеоливето Маджоре
(«Житие св. Бенедикта»); 1498 г.— полиптих для Сант Агостино
в Сиене (теперь отдельные части в собраниях Берлина, Дублина
и др.); 1499—1506 гг.— работа над фресками в соборе Орвието
(главная работа художника); 1506 г.— заказ на фрески для
палаццо Петруччи в Сиене (выполнены главным обраэом Дженгой);
после 1509 г. и до конца жизни — в Кортоне, где занимал
видное положение (был приором, членом Совета и т. д.). Как
живописец работал помимо упомянутых го-родов также для Ареццо,
Арчевии, Кастель Фьорентино, Лучиньяно, Сполето, Фойяно
и других местностей.
Другие работы: полиптих и «Крещение» в Сан Медардо в Арчевии;
«Благовещение» (фреска, снятая из Сан Франческо в Ареццо),
три алтарных створки со святыми, «Посещение Марией Елиэаветы»
и мужской портрет — в берлинских музеях; «Тиберий Гракх»
— в музее Будапешта; «Мучение св. Себастьяна», «Св. Иоанн
Креститель» и «Крещение» — в пинакотеке Читта ди Кастелло;
«Положение во гроб» и «Житие св. Бенедикта» — в музее церкви
Джезу в Кортоне; «Христос и Магдалина» — в музее Детройта;
«Три святых» — в Дрезденской галерее; «Святое семейство»
— в галерее Питти; «Святое семейство», «Благовещение», «Тайная
вечеря», «Моление в саду», «Бичевание Христа», «Поклонение
волхвов», «Рождество», «Распятие» и «Аллегория плодородия»
— в Уффици, «Положение во гроб» (фреска) — в приходской
церкви Кастильоне Фьорентино; «Венчание Богоматери» с «Житием
св. Мартина» на пределле — в приходской церкви Фойяно; «Обрезание»,
«Рождество», «Триумф целомудрия» и «Кориолан» (снятые фрески)
— в лондонской Национальной галерее; «Бичевание» — в Брере;
«Рождество» — в неаполитанском Национальном музее; «Успение»
— в нью-йоркском Метрополитен-музее; «Рождество Иоанна Предтечи»,
«Поклонение волхвов» и «Св. Иероним» — в Лувре; «Положение
во гроб» — в Умбертиде; «Бичевание Христа» — в венецианском
музее Ка д'Оро; «Благовещение» — в Вольтерре, «Страсти Господни»
— в музее Линденау в Альтенбурге, Мадонны — в Ареццо, Бергамо,
Бостоне, Вольтерре, Кортоне, Лондоне, Лучиньяно, Милане,
Монтепульчано, Мюнхене, Перудже, Риме, Стокгольме. Рисунки
— в Лувре, Уффици и других собраниях.
1 В первом издании биография Синьорелли начиналась так:
«Кто родился добрым, не нуждается в обучении искусству жизни,
ибо мирские невзгоды переносит он терпели во, а милости
всегда почитает ниспосланными небом. Злых же от природы
может погубить зависть, ибо чужие работы, даже и плохие,
всегда кажутся им и выше и лучше своих собственных. Отсюда
и проистекают величайшие неудачи тех, кто работает с другими
с гордыней, стремясь превзойти их достоинства, а не получать
от них благо и пользу. Этим грехом поистине не страдал никогда
Лука Кортонский, который всегда относился с любовью к художникам
себе подобным, а тем, кто хотел чему-либо научиться, — помогал
постоянно, так как считал, что этим принесет пользу и своему
делу. И так как был он добр от природы, то всегда имел склонность
к делам святым и справедливым. И потому и небеса, коим было
ведомо, что был он поистине добродетельным мужем, не скупились
в своих милостях, ему ниспосылаемых».
2
Сведения о том, был ли Синьорелли не только учеником, но
и воспитанником Пьеро делла Франческа, а также находился
ли он в родственных отношениях с Л. Вазари, отсутствуют.
Из его работ, близких к работам учителя, сохранились названные
«Мадонны» в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди
Кастелло («достойным учеником» Пьеро делла Франчески его
называет также в своих сочинениях Лука Пачоли).
3
Большая часть перечисленных работ до нас не дошла. Из аретинских
работ сохранилось не названное Вазари «Бичевание» (теперь
— в миланской Брере). В Аретинском музее хранятся две «Мадонны»,
в городском соборе — сцены из жития Богоматери (выполнены
с помощниками).
4
Работа сохранилась (теперь — в местной пинакотеке).
5
«Обреэание» из Вольтерры (не фреска) находится теперь в
лондонской Национальной галерее; приписываемые Синьорелли
истории Страстей Христовых идентифицируются с «Поклонением
волхвов» в музее г. Вольтерры.
6
Судьба работы неизвестна.
7
«Рождество Христово» в лондонской Национальной галерее.
«Св. Себастьян» хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло.
8
В Кортоне, в Музее Диочезано, находятся названные Вазари
«Усопший Христос», «Положение во гроб», «Причащение Христом
апостолов» и «Успение», а также неназванные две «Мадонны»
(«Мадонны» также в Сан Доменико и Сан Никколо). Фрески в
приходской церкви (Колледжате) не сохранились.
9
Стаджо ди Фабиано Сассоли — мастер витражей, работавший
в Ареццо в начале XVI в. Его окно в соборе заменено новым
в XIX столетии.
10
Фреска «Положение во гроб» в Колледжате (приходской церкви)
в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась.
11
В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась «Мадонна»
Синьорелли; шкаф с коралловым деревом не сохранился.
12
Части полиптиха иэ Сант Агостино в Сиене находятся теперь
в разных собраниях (створки — в Берлине и в собрании Кук
в Ричмонде, части пределлы — в Дублине (в Национальной галерее)
и различных частных собраниях. Статуя св. Христофора — в
Лувре.
13
Во Флоренции (в Уффици) находятся обе Мадонны — картина
и тондо; полотно с обнаженными богами (которое было известно
под названием «Воспитание Пана»), находившееся в Берлине,
погибло во время войны.
14
Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенском) сохранились.
В Монте-пульчано хранится «Мадонна» (в церкви Санта Люция),
в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно — алтарный образ
«Венчание Богоматери» (со святыми и донаторами) с пределлой
(«Житие св. Мартина»).
15
В капелле Сан Брицио (Капелла Нуова) собора Орвието находится
главная работа Синьорелли: фрески «Страшный суд», «Деяния
Антихриста», «Положение во гроб», «Поэты», «Пророки».
16
Автопортрет Синьорелли усматривают во фреске «Деяния Антихриста»
рядом с Джованни да Фьезоле (фра Беато Анджелико).
17
Фрески в ризнице Санта Мариа (Сантуарио) в Лорето (написанные
до фресок в Орвието) сохранились (см. также биографии Пьеро
делла Франческа и Доменико Венециано).
18
В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана Синьорелли закончил
«Передачу ключей» Перуджино и написал самостоятельно две
фрески, названные Вазари.
19
Образ и картина находятся теперь в пинакотеке г. Ареццо.
20
См. прим. 35 к биографии Перуджино.
21
Мазо (Томмазо) Папачелли (ок. 1500—1559) — кортонский живописец,
работал с Капорали, Джулио Романо, а также с Синьорелли,
под чьим сильным влиянием он находился.
22
Среди сохранившихся росписей в капелле виллы кардинала Пассерини
усматривают и названную Вазари фреску Синьорелли.
23
Проверить правильность указанного Ваэари воэраста невозможно;
год рождения Синьорелли неизвестен. Умер же он в 1523 г.
(а не в 1521 г., как ниже пишет Ваэари).
|