обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание ГЕРАРДО,
(Gherardo di Giovanni del Fora) флорентийского живописца

Из всех творений, создаваемых навечно при помощи красок, ничто поистине не сопротивляется натиску ветров и вод лучше мозаики. И это хорошо знал в свои времена во Флоренции Лоренцо Старший деи Медичи(1), который, будучи человеком умным и знатоком свидетельств древности, пьггался снова ввести в употребление то, что многие годы оставалось погруженным во тьму, а так как он очень любил живопись и скульптуру, то не мог не любить и мозаику. И вот, видя, что Герардо, который был тогда миниатюристом и, обладая пытливым умом исследовал трудности этого дела, Лоренцо, будучи человеком, всегда готовым помочь тем, в ком он видел какие-либо семена и зачатки ума и таланта, оказал ему большое покровительство. И потому, соединив его с Доменико Гирландайо, он поручил попечителям собора Санта Мариа дель Фьоре дать им заказ на капеллы с крестовыми сводами(2) и перво-наперво на капеллу св. Даров, где покоятся мощи св. Зиновия. И Герардо, придав своему дарованию большую гибкость, создал бы совместно с Доменико чудеснейшие вещи, о чем можно судить по началу работы в названной капелле, оставшейся незавершенной, если бы только не помешала этому смерть.


 


Помимо занятий мозаикой Герардо был прелестнейшим миниатюристом, но писал также и крупные фигуры на стене: так, за воротами алла Кроче им собственноручно расписан фреской табернакль, а другой есть во Флоренции в конце Виа Ларга, весьма одобрявшийся(3). А на стене церкви Сан Джильо при больнице Санта Мариа Нуова, он написал в нижней ее части под историями из жизни Лоренцо ди Биччи историю освящения этой церкви папой Мартином V, как этот папа постригает настоятеля больницы и дарует ему многочисленные привилегии; в истории этой было гораздо меньше фигур, чем, казалось, это было нужно, так, как она во время написания была частично закрыта табернаклем с Богоматерью, который недавно убрал дон Изидоро Монтагуто, последний настоятель этой больницы, при переделке главных дверей больничного здания, и недостававшая часть этой истории была дописана Франческо Брини, молодым флорентинским живописцем(4).
Возвратимся, однако, к Герардо: почти что невозможно представить себе, чтобы даже очень опытный мастер и то лишь с превеликим трудом и стараниями мог сделать то, что сделал он в этом произведении, великолепно выполненном фреской. В той же больнице Герардо украсил для церкви миниатюрами бесчисленное множество книг, а также несколько для Матвея Корвина, венгерского короля, которые, однако, по случаю смерти короля вместе с книгами, на-писанными Ванте и другими мастерами, работавшими для короля во Флоренции, были приобретены великолепным Лоренцо деи Медичи и включены в число столь прославленных и заготовленных для библиотеки, выстроенной позднее папой Климентом VII и теперь открытой для всеобщего пользования по распоряжению герцога Козимо(5). Превратившись же, как сказано, из миниатюриста в живописца, он помимо названных работ изобразил на большом картоне несколько крупных фигур евангелистов(6), которых он собирался выполнить мозаикой в капелле св. Зиновия. худ. Герардо / Иллюстрация к молитвеннику. Манускрипт И еще до того, как он получил от великолепнго Лоренцо деи Медичи заказ на названную капеллу, он, дабы показать, что знает толк в мозаичных работах и может обойтись без сотрудника, выполнил большую голову св. Зиновия в естественную величину(7), которая осталась в Санта Мариа дель Фьоре и выставляется в самые торжественные дни на алтаре названного святого или в друтом месте как произведение редкостное.
В то время когда Герардо работал над этими вещами, во Флоренции было получено несколько гравюр в немецкой манере, выполненных Мартином(8) и Альбертом Дюрером, и, так как этот вид резьбы ему очень понравился, он сам начал гравировать резцом и отличнейшим образом воспроизвел некоторые из этих листов, как это можно видеть по отдельным образцам, имеющимсяся в нашей книге вместе с несколькими рисунками его же работы. Герардо написал много картин для других городов, на одной из которых, находящейся в Болонье в церкви Сан Доменико, в капелле св. Екатерины Сиенской, святая эта очень хорошо написана. А в церкви Сан Марко во Флоренции он написал над иконой Прощения полутондо, заполненное весьма изящными фигурами(9). Но чем больше нравился он другим, тем меньше удовлетворяли его самого все его работы, за исключением мозаичных, ибо в этом роде живописи он скорее соперничал, чем сотрудничал с Доменико Гирландайо. И если бы он прожил дольше, то достиг бы в этой области наивысшего совершенства, ибо трудился в ней с охотой и открыл большую часть секретов, важных для этого искусства.
Некоторые предполагают, что Аттаванте, или же Ванте, флорентинский миниатюрист, о котором выше упоминалось в разных местах(10), был учеником Герардо, так же как и флорентинский миниатюрист Стефано, однако я уверен в том, что, поскольку оба они жили в одно и то же время, Аттаванте был скорее другом, товарищем и сверстником Герардо, чем его учеником. Умер Герардо в весьма преклонных годах, завещав своему ученику Стефано все, что имело отношение к искусству. Стефано вскоре после этого занялся архитектурой, передав искусство миниатюры и все, что с ним связано, Боккардино Старшему, украсившему миниатюрами большинство книг, находящихся во Флорентинском аббатстве(11). Умер Герардо шестидесяти трех лет, и работал он примерно в 1470-х годах спасения нашего.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Герардо дель Фора, сын скульптора Джованни ди Миньято, прозванного Фора (1445—1497), — флорентинский миниатюрист, живописец, мозаичист, гравер; был также ученым-гуманистом и музыкантом (органистом в церкви Сант Эджидио). Работал во Флоренции вместе с рано умершим братом Монте. О миниатюристе Герардо и Г Марко упоминает в своих сочинениях Леонардо да Винчи. Из живописных работ, названных Вазари, сохранилась лишь фреска (Мадонна) на Виа Ларга во Флоренинции. Миниатюры обоих братьев, работы которых разграничить трудно, — в библиях и бослуслужебных книгах в Британском музее (бревиарий), в Национальном музее (бревиарий и требник) и в библиотеке Лауренциана (евангелие и псалтырь) во Флоренции, в библии в Лиссабоне, в кодексах Праги и Вены и т. д.
1 Имеется в виду Лоренцо Великолепный.

2 Заказ на мозаики был дан Доменико и Давиду Гирландайо, Сандро Боттичелли и братьям Герардо и Монте в 1491 г. От незавершенной работы не сохранилось ничего.

3 Сохранился лишь табернакль на Виа Ларга (теперь Виа Кавур) с Мадонной и святыми.

4 Франческа Брини — флорентинский живописец XVI в. Вазари упоминает о нем также в биографии Ридольфо Гирландайо (см. ч. III «Жизнеописаний»).

5 Из работ, выполненных для Флорентинского собора Санта Мариа дель Фьоре, сохранился антифонарий, из работ для Матвея Корвина — псалтырь (библиотека Лауренциана) и кодекс, часть которого находится в собрании Моргана в США.

6 Картон не сохранился.

7 Голова св. Зиновия хранится в музее Флорентинского собора.

8 Имеется в виду Мартин Шонгауэр. О гравюрах Герардо точных сведений нет.

9 «Св. Екатерина» находится в пинакотеке Болоньи, полутондо во Флоренции не сохранилось.

10 О Ванте (Аттаванте) см. биографию Джованни да Фьезоле.

11 О Стефано точные сведения отсутствуют. Боккарди Джованни ди Джулиано (1460—1529) — флорентинский миниатюрист; работал самостоятельно и с сыном Франческо также в Монтекассино, Перудже, Сиене. Его работы — в лондонском Британском музее, Кембриджской библиотеке и в Национальной библиотеке в Париже.


наверх