После смерти последнего Доменико Гарганелли предложил Эрколе
завершить капеллу в церкви Сан Петронио, которую, как говорилось
выше, Аоренцо только начал, сделав лишь небольшую ее часть.
Итак, Эрколе, которому названный Доменико давал за это четыре
дуката в месяц и оплачивал расходы его одного подмастерья
и все краски, необходимые для работы, приступил фреске и
завершил ее так, что намного превзошел своего учителя как
в рисунке и колорите, так и в замысле(2). В первой части,
то есть на первой стене изображено Распятие Христа, выполненное
с большим вкусом, ибо помимо Христа, которого мы видим уже
усопшим, там отлично выражено смятение евреев, пришедших
посмотреть на распятого мессию, и удивительно разнообразие
их голов, показывающее, что Эрколе с величайшим усердием
пытался изобразить их столь различными, чтобы они ничем
друг на друга не походили. Там есть также несколько рыдающих
от горя фигур, совершенно ясно свидетельствующих о том,
как велико было его стремление подражать действительности.
Весьма жалостно изображен там обморок Мадонны, но го-раздо
жалостнее стремящиеся ей помочь обе Марии, ибо в них выражено
столько сострадания, а лица их полны такой скорби, что даже
трудно вообразить: ведь они видят перед собой мертвым самое
дорогое для них существо и боятся потерять и другое, столь
же дорогое. Среди прочих имеющихся там примечательных подробностей
есть и Лонгин верхом на тощем одре, изображенном в ракурсе
и весьма выпукло, и во всаднике ясно видна жестокость, с
какой он пробил бок Христа, и раскаяние, и обращение, когда
он почувствовал себя просвещенным. Равным образом в причудливых
позах изобразил он нескольких солдат, разыгрывающих одежды
Христа со странными выражениями лиц и в странных одеяниях.
Так же хорошо и с прекрасной выдумкой выполнены разбойники
на крестах; а так как Эрколе очень любил ракурсы, которые,
когда они правильно поняты, отлично получаются, то он и
изобразил в этой работе солдата верхом на лошади, которая,
встав на дыбы, стремится прямо вперед так, что кажется выпуклой,
а так как знамя, которое он держит в руке, развевается от
ветра, он прилагает великолепнеишим образом переданное усилие,
чтобы удержать его. Он изобразил там также св. Иоанна, который
убегает, завернувшись в плащ. Солдаты на этом произведении
также превосходно написаны, и свойственные им движения так
естественны, как ни на одной из фигур, написанных до него;
изобразить все эти позы и усилия лучше было бы, пожалуй,
и невозможно, и это показывает, что Эрколе обладал величайшим
пониманием искусства и немало в нем потрудился.
На противоположной стене он же написал Успение Богоматери,
окруженной апостолами в прекраснейших позах, и среди них
шесть человек изображены с натуры так хорошо, что знавшие
их утверждают, что они совсем как живые. В этой работе он
изобразил также самого себя и Доменико Гарганелли, хозяина
капеллы, который из-за любви, которую он питал к Эрколе,
из-за похвал этой работе, которые ему приходилось слышать,
по ее окончании поднес ему тысячу болонских лир. Говорят,
что на работу эту Эрколе отдал двенадцать лет: семь — чтобы
выполнить ее по-сырому и пять — прописывая ее посуху. Правда,
он за это время сделал несколько других работ и, в частности,
как известно, пределлу главного алтаря в церкви Сан Джованни
ин Монте, где он изобразил три истории из Страстей Христовых(3).
А так как от природы Эрколе был своенравным, в особенности
когда работал, он поставил себе в обычай, чтобы живописцы
и никто другой этого не видел, и поэтому в Болонье сильно
его ненавидели местные живописцы, так как они из зависти
всегда относились с ненавистью к чужеземцам, приглашенным
туда работать, и так же иногда относятся они и друг к другу,
когда соперничают. Впрочем, порок этот присущ повсеместно
почти всем, кто занимается нашими искусствами. И вот однажды
несколько болонских живописцев сговорились с одним плотником
и с его помощью спрятались в церкви недалеко от капеллы,
где работал Эрколе, и, когда наступила ночь, они вломились
туда не только для того, чтобы посмотреть на работу, чего
с них было бы достаточно, но и украли все картоны, наброски,
рисунки и всё, что там было хорошего. Эрколе разгневался
так, что, закончив работу, уехал из Болоньи сеичас же, не
задерживаясь там нисколько, и увез с собой Дуку Тальяпетра,(4)
очень известного скульптора, который в названной работе,
написанной Эрколе, высек из мрамора прекраснейшую листву
парапета, что перед капеллой; он же выполнил затем в Ферраре
все каменные окна герцогского дворца , получившиеся очень
красивыми. В конце концов Эрколе надоело вести бездомную
жизнь, и он остался в Ферраре навсегда вместе с Дукой и
выполнил в этом городе много работ. Эрколе любил вино свыше
меры и часто напивался, чем и сократил свою жизнь; прожил
он ее без каких-либо болезней до сорока лет, когда однажды
приключился с ним удар, от которого он вскоре и умер.
После него остался его ученик Гвидо Болонец, живописец(5),
который 1491 году, судя по его подписи, под портиком церкви
Сан Пьеро в Болонье написал фреской Распятие с Мариями,
разбойниками, лошадьми и другими толковыми фигурами. А так
как ему очень хотелось, чтобы в этом городе его ценили так
же, как его учителя, он так много работал и подвергал себя
таким лишениям, что умер тридцати пяти лет. И если бы Гвидо
начал обучаться искусству с детства, а не приступил к этому
с восемнадцати лет, то не только догнал бы без труда своего
учителя, но и перегнал бы его намного. В нашей книге есть
собственноручные рисунки Эрколе и Гвидо, очень хорошо выполненные
и нарисованные с изяществом и в хорошей манере.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Эрколе
Гранди — феррарский живописец. Не следует смешивать с другим
феррарским живописцем того времени — Эрколе Роберти Гранди,
с которым его неоднократно идентифицировали. Достоверных
(подписных или документально подтвержденных) работ нет.
В 1489, 1495 и 1505—1507 гг. был живописцем и архитектором
при дворе д'Эсте в Ферраре. Об архитектурных работах сведений
также нет.
Приписываются следующие работы: «Мадонна со святыми» — в
лондонской национальной галерее, «Пьета» и «Св. Мария Египетская»
— в Феррарской пинакотеке, «Св. Иоанн Евангелист» — в Будапештской
галерее, «Сбор манны» и «Триумф Мариам» — в лондонской Национальной
галерее, «Распятие» — в нью-йоркском собр. Григгс. «Благовещение»
— в собрании Джонсон в Филадельфии, портрет молодой женщины
- в Капитолийском музее в Риме, «Пьета» — в эамке св. Ангела,
там же, «Каин и Авель» - в Бергамской академии Каррара.
1 Достоверных сведений об ученичестве Эрколе у Лоренцо Косты
нет. Его наэывали также учеником Эрколе Роберти.
2
Название церкви — Сан Пьетро (Сан Пьеро), а не Сан Петронио.
После сноса капеллы в 1605 году от фресок остались лишь
копии.
3
Центральная часть триптиха («Пьета») — в музее г. Ливерпуля,
боковые части («Моление в саду» и «Шествие на Голгофу»)
— в Дрезденской галерее.
4
О Дуке Тальяпетра других сведений нет (возможно, что речь
идет о феррарском скулыггоре Доменико Фризони). Названная
работа не существует.
5
Гвидо Болонец (Гвидо да Болонья) — Гвидо Аспертини, брат
живописца Амико Аспертини. Работа не сохранилась.
|