обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание ЭРКОЛЕ ФЕРРАРЦА,
(Ercole) живописца

Хотя задолго еще до смерти Лоренцо Косты его ученик Эрколе-феррарец пользовался наилучшей славой и его приглашали работать во многие местности, тем не менее (что обычно случается редко) он ни за что не хотел оставить своего учителя и скорее соглашался остаться с ним, довольствуясь умеренным заработком и умеренным признанием, чем работать самостоятельно с гораздо большей для себя пользой и известностью(1). И, чем меньше подобного рода благодарность встречается ныне среди людей, тем больших похвал заслуживает за неё Эрколе, ибо, сознавая, насколько он обязан Лорёнцо, он подчинил все свои удобства его воле и был ему заместо брата и сына до конца жизни.
Обладая же лучшим рисунком, нежели Коста, он написал под алтарным образом, написанным Костой для церкви Сан Петронио в капелле св. Викентия, несколько историй темперой с небольшими фигурами так хорошо и в такой прекрасной и отменной манере, что лучшего, пожалуй, ни увидеть нельзя, ни вообразить — столько труда и старания вложено туда Эрколе таким образом, пределла оказалась гораздо лучше образа, хотя и то и другое было выполнено в одно и то же время еще при жизни Косты.


 


После смерти последнего Доменико Гарганелли предложил Эрколе завершить капеллу в церкви Сан Петронио, которую, как говорилось выше, Аоренцо только начал, сделав лишь небольшую ее часть. Итак, Эрколе, которому названный Доменико давал за это четыре дуката в месяц и оплачивал расходы его одного подмастерья и все краски, необходимые для работы, приступил фреске и завершил ее так, что намного превзошел своего учителя как в рисунке и колорите, так и в замысле(2). В первой части, то есть на первой стене изображено Распятие Христа, выполненное с большим вкусом, ибо помимо Христа, которого мы видим уже усопшим, там отлично выражено смятение евреев, пришедших посмотреть на распятого мессию, и удивительно разнообразие их голов, показывающее, что Эрколе с величайшим усердием пытался изобразить их столь различными, чтобы они ничем друг на друга не походили. Там есть также несколько рыдающих от горя фигур, совершенно ясно свидетельствующих о том, как велико было его стремление подражать действительности. Весьма жалостно изображен там обморок Мадонны, но го-раздо жалостнее стремящиеся ей помочь обе Марии, ибо в них выражено столько сострадания, а лица их полны такой скорби, что даже трудно вообразить: ведь они видят перед собой мертвым самое дорогое для них существо и боятся потерять и другое, столь же дорогое. Среди прочих имеющихся там примечательных подробностей есть и Лонгин верхом на тощем одре, изображенном в ракурсе и весьма выпукло, и во всаднике ясно видна жестокость, с какой он пробил бок Христа, и раскаяние, и обращение, когда он почувствовал себя просвещенным. Равным образом в причудливых позах изобразил он нескольких солдат, разыгрывающих одежды Христа со странными выражениями лиц и в странных одеяниях. Так же хорошо и с прекрасной выдумкой выполнены разбойники на крестах; а так как Эрколе очень любил ракурсы, которые, когда они правильно поняты, отлично получаются, то он и изобразил в этой работе солдата верхом на лошади, которая, встав на дыбы, стремится прямо вперед так, что кажется выпуклой, а так как знамя, которое он держит в руке, развевается от ветра, он прилагает великолепнеишим образом переданное усилие, чтобы удержать его. Он изобразил там также св. Иоанна, который убегает, завернувшись в плащ. Солдаты на этом произведении также превосходно написаны, и свойственные им движения так естественны, как ни на одной из фигур, написанных до него; изобразить все эти позы и усилия лучше было бы, пожалуй, и невозможно, и это показывает, что Эрколе обладал величайшим пониманием искусства и немало в нем потрудился.
На противоположной стене он же написал Успение Богоматери, окруженной апостолами в прекраснейших позах, и среди них шесть человек изображены с натуры так хорошо, что знавшие их утверждают, что они совсем как живые. В этой работе он изобразил также самого себя и Доменико Гарганелли, хозяина капеллы, который из-за любви, которую он питал к Эрколе, из-за похвал этой работе, которые ему приходилось слышать, по ее окончании поднес ему тысячу болонских лир. Говорят, что на работу эту Эрколе отдал двенадцать лет: семь — чтобы выполнить ее по-сырому и пять — прописывая ее посуху. Правда, он за это время сделал несколько других работ и, в частности, как известно, пределлу главного алтаря в церкви Сан Джованни ин Монте, где он изобразил три истории из Страстей Христовых(3). А так как от природы Эрколе был своенравным, в особенности когда работал, он поставил себе в обычай, чтобы живописцы и никто другой этого не видел, и поэтому в Болонье сильно его ненавидели местные живописцы, так как они из зависти всегда относились с ненавистью к чужеземцам, приглашенным туда работать, и так же иногда относятся они и друг к другу, когда соперничают. Впрочем, порок этот присущ повсеместно почти всем, кто занимается нашими искусствами. И вот однажды несколько болонских живописцев сговорились с одним плотником и с его помощью спрятались в церкви недалеко от капеллы, где работал Эрколе, и, когда наступила ночь, они вломились туда не только для того, чтобы посмотреть на работу, чего с них было бы достаточно, но и украли все картоны, наброски, рисунки и всё, что там было хорошего. Эрколе разгневался так, что, закончив работу, уехал из Болоньи сеичас же, не задерживаясь там нисколько, и увез с собой Дуку Тальяпетра,(4) очень известного скульптора, который в названной работе, написанной Эрколе, высек из мрамора прекраснейшую листву парапета, что перед капеллой; он же выполнил затем в Ферраре все каменные окна герцогского дворца , получившиеся очень красивыми. В конце концов Эрколе надоело вести бездомную жизнь, и он остался в Ферраре навсегда вместе с Дукой и выполнил в этом городе много работ. Эрколе любил вино свыше меры и часто напивался, чем и сократил свою жизнь; прожил он ее без каких-либо болезней до сорока лет, когда однажды приключился с ним удар, от которого он вскоре и умер.
После него остался его ученик Гвидо Болонец, живописец(5), который 1491 году, судя по его подписи, под портиком церкви Сан Пьеро в Болонье написал фреской Распятие с Мариями, разбойниками, лошадьми и другими толковыми фигурами. А так как ему очень хотелось, чтобы в этом городе его ценили так же, как его учителя, он так много работал и подвергал себя таким лишениям, что умер тридцати пяти лет. И если бы Гвидо начал обучаться искусству с детства, а не приступил к этому с восемнадцати лет, то не только догнал бы без труда своего учителя, но и перегнал бы его намного. В нашей книге есть собственноручные рисунки Эрколе и Гвидо, очень хорошо выполненные и нарисованные с изяществом и в хорошей манере.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Эрколе Гранди — феррарский живописец. Не следует смешивать с другим феррарским живописцем того времени — Эрколе Роберти Гранди, с которым его неоднократно идентифицировали. Достоверных (подписных или документально подтвержденных) работ нет. В 1489, 1495 и 1505—1507 гг. был живописцем и архитектором при дворе д'Эсте в Ферраре. Об архитектурных работах сведений также нет.
Приписываются следующие работы: «Мадонна со святыми» — в лондонской национальной галерее, «Пьета» и «Св. Мария Египетская» — в Феррарской пинакотеке, «Св. Иоанн Евангелист» — в Будапештской галерее, «Сбор манны» и «Триумф Мариам» — в лондонской Национальной галерее, «Распятие» — в нью-йоркском собр. Григгс. «Благовещение» — в собрании Джонсон в Филадельфии, портрет молодой женщины - в Капитолийском музее в Риме, «Пьета» — в эамке св. Ангела, там же, «Каин и Авель» - в Бергамской академии Каррара.
1 Достоверных сведений об ученичестве Эрколе у Лоренцо Косты нет. Его наэывали также учеником Эрколе Роберти.

2 Название церкви — Сан Пьетро (Сан Пьеро), а не Сан Петронио. После сноса капеллы в 1605 году от фресок остались лишь копии.

3 Центральная часть триптиха («Пьета») — в музее г. Ливерпуля, боковые части («Моление в саду» и «Шествие на Голгофу») — в Дрезденской галерее.

4 О Дуке Тальяпетра других сведений нет (возможно, что речь идет о феррарском скулыггоре Доменико Фризони). Названная работа не существует.

5 Гвидо Болонец (Гвидо да Болонья) — Гвидо Аспертини, брат живописца Амико Аспертини. Работа не сохранилась.


наверх