обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание ГАЛАССО ГАЛАССИ,
(Galasso Ferrarese) феррарского живописца

Когда в город, где нет превосходных художников, приезжают работать чужеземцы, всегда пробуждается талант у кого-нибудь, кто, взявшись за изучение данного искусства, добивается в конце концов того, чтобы впредь в его город не нужно было больше приезжать иностранцам, его украшающим, но и увозящим его богатства, которые этот художник отныне сам пытается заслужить себе своим мастерством и заработать средства, казавшиеся ему слишком привлекательными у чужеземцев. Это с очевидностью подтверждается на примере феррарца Галассо, который видел, как тамошним герцогом вознаграждался Пьеро из Борго Сан Сеполькро за выполненные им работы и произведения и, кроме того, с какими почестями принимался он в Ферраре, и потому, побуждаемый подобным примером, он после отъезда Пьеро занялся живописью с таким рвением, что приобрел в Ферраре славу хорошего и превосходного мастера(1). И его там еще больше любили за то, что во время своей поездки в Венецию он научился писать маслом и привез это в Феррару, после чего он этим способом выполнил бесчисленное множество изображений, рассеянных по многим церквам Феррары.


 


Вскоре он отправился в Болонью по приглашению некоторых доминиканцев, где расписал маслом одну из капелл в церкви Сан Доменико и таким образом молва о нем росла вместе с его успехами. Вскоре после этого он написал в Санта Мариа дель Монте, обители черных монахов, что за воротами Сан Маммоло, в Болонье, много живописных работ фреской, а также и в Каза ди Медзо, на той же улице, расписал собственноручно всю церковь фресками с историями Ветхого завета(2). Жил он всегда весьма пристойно и показал себя человеком весьма учтивым и приятным, что происходило оттого, что он больше привык жить и проводить время вне пределов родины, чем на родине. Правда, что жизнь он вел не очень правильную, и потому жил недолго, отойдя к жизни бесконечной лет пятидесяти или около того. После смерти один из его друзей почтил его следующей эпитафией:

Galassus Ferrariensis
Sum tanto studio naturam imitatus et arte,
Dum pingo rerum quae creat illa parens,
Haec ut saepe quidem non picta putaverit a me,
A se crediderit sed generate magis.(3)

В то же время в Ферраре жил и Косме, капеллу работы которого можно видеть в церкви Сан Доменико названного города, а в соборе его же две дверцы, замыкающие соборный орган. Он был лучшим рисовальщиком, нежели живописцем, и, насколько я мог выяснить, писал, видимо, немного(4).


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Галассо ди Маттео Пива — феррарский живописец второй половины XV века. Его имя встречается в расходных книгах владетелей Феррары д'Эсте в 1450_1453 годах. Позднее, возможно, работал в Болонье. Биография и творчество неясны. Достоверных работ не сохранилось. Некоторые исследователи приписывают Галассо двух ангелов(играющих на муэыкальных инструментах) в Будапештской галерее. Биография Галассо, помещенная Вазари в первом издании «Жизнеописаний», из второго издания была исключена.
1 Высказывалось предположение, что Галассо был учеником Пьеро делла Франческа.

2 Приписанные Вазари болонские работы Галассо не сохранились.

3 "Галассо Феррарец.
Много трудов положил я, учась у природы искусству
Изображенья вещей, соэданных ею самой.
Часто зато ей теперь изображенное мною
Кажется, будто она это сама создала».

4 Косме (Козимо) Тура (до 1430—1495) — придворный живописец феррарских герцогов д'Эсте. Кроме Феррары работал в Падуе и Венеции. Дверцы органа с «Благовещением» и «Св. Георгием» сохранились и находятся теперь в музее Феррарского собора. Рисунки — в собраниях Амстердама, Берлина, Лондона, Флоренции.


наверх