обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание ФРАНЧЕСКО ДИ ДЖОРДЖО, (Francesco di Gorgio) скульптора и архитектора,
и ЛОРЕНЦО ВЕКЬЕТТА, (Vecchietta) скульптора и живописца, сиенцев

Франческо ди Джорджо(1), сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщательностью, какую только можно вообразить(2). И он мог делать это вольготно, ибо богатства у него было не меньше, чем редкостного таланта, и потому работал он не для стяжания, а для своего удовольствия, только ему заблагорассудится, а также для того, чтобы оставить по очетную память. Он занимался также живописью и написал кое-что, на его скульптуры. архитектуре он обладал очень большим вкусом и обнаружил отличное понимание этого дела, о чем с избытком может свидетельствовать построенный им в Урбино для герцога Федериго Фельтро дворец, план которого составлен с учетом красоты и пользы, а необычные лестницы лучше задуманы и более приятны, чем любые иные, выстроенные до него(3).


 


Залы обширны и великолепны, апартаменты же жилых помещений исключительно удобны и достойны своего назначения, короче говоря, весь дворец этот так прекрасен и так хорошо построен, как никакой другой когда-либо выстроенный. Франче был величайшим инженером, главным образом по военным машинам, что он и доказал фризом, расписанным им собственноручно в названном урбинском дворце(4) и целиком заполненным подобными редкостными вещами, относящимися к войне. Он разрисовал также несколько книг, переполненных подобными орудиями, лучшая из которых хранится синьором герцогом Козимо деи Медичи вместе с самыми дорогими для него вещами(5). Он старался понять военные машины и орудия древних с такой любознателыюстью и исследовал способы, применявшиеся древними в амфитеатрах и тому подобных вещах, с таким рвением, что из-за этого меньше занимался скульптурой, хотя это приносило и принесло ему не меньше чести, чем могла принести скульптура. За всё это он стал столь приятен названному герцогу Федериго, портреты которого он сделал и на медалях и в живописи(6), что, когда возвратился в Сиену на свою родину, то был осыпан в равной степени и почестями и благодеяниями. Для папы Пия II он сделал все проекты и модели дворца и епископства в Пиенце, на родине названного папы, и в городе, им созданном и названном по его имени Пиенцей вместо прежнего его названия: Корсиньяно(7). Постройки эти были для такого местечка, настолько это было возможно, великолепны и достойны своего назначения. Франческо сделал также план и укрепления названного города и вместе с тем и дворец и лоджию того же первосвященника. И с тех пор он все время жил в почете, а в родном городе пользовался почетом синьоров, его верховных правителей. Достигнув, наконец, сорокасемилетнего возраста, он скончался. Работы его относятся приблизительно к 1480 году. После него остался его товарищ и любимейший друг Якопо Коццарелло(8), занимавшийся скульптурой и архитектурой и выполнивший несколько деревянных фигур в Сиене, а в области архитектуры — церковь Санта Мариа Маддалена, что за воротами, ведущими в Туфи, оставшуюся незавершенной из-за его смерти. худ. Л. ди Пьетро / Бл. Августин, облачающий ректора госпиталяМы же обязаны ему и тем, что от него получен нами портрет вышеназванного Франческо, написанный им собственноручно. Франческо этот заслуживает великой благодарности за то, что он облегчил архитектурное дело и принес в нем пользы больше кого бы то ни было – от Филиппо ди сер Брунеллеско и до его времени.
Был сиенцем и равным образом весьма прославленным скульптором Лоренцо ди Пьетро Векьетта, который сначала был весьма ценившимся золотых дел мастером, а в конце концов посвятил себя скульптуре и бронзовому литью; в искусства эти он вложил столько старания, что стал мастером превосходным и ему был заказан бронзовый табернакль главного алтаря собора в Сиене, на его родине(9) с теми украшениями из мрамора, которые мы видим там и поныне. Литье это, получившееся дивным, завоевало ему славу и широчайшую известносгь благодаря пропорциональности и изяществу всех частей. И тот, кто хорошо рассмотрит это произведение, подметит в нем хороший рисунок и что мастер его был человеком выдающимся, обладавшим вкусом и опытносгью. Он же прекрасно отлил из металла для капеллы сиенских живописцев в большой больнице делла Скала нагого Христа с крестом в руке, высотой с живого человека; работа этв, отлично вылитая, с такими же любовью и тщательностью и отчищена. В том же доме, в помещении для паломников, находится история, написанная Лоренцо красками, а над дверями в церкви Сан Джованни — арка с фигурами, написанными фреской. А так как крещальная купель оставалась незавершенной, он сделал для нее несколько бронзовых фигурок и закончил там, также из бронзы, историю, начатую ранее Донателло. Там же в свое время выполнил две бронзовые истории и Якопо делла Фонте, манере которого Лоренцо всегда подражал как только мог. Лоренцо этот довел названную купель до последнего совершенства, поместив там также несколько фигур, которые были некогда вылиты До-нато, но которые он полностью закончил и которые считались очень красивыми. Для лоджии дельи Уффичали в Банки Аоренцо выполнил из мрамора во весь естественный рост св. Петра и св. Павла, высеченных с величайшим изяществом и отделанных с большой опытностью(10). Работы свои он обрабатывал так, что заслужил много похвал как при жизни, так и после смерти. Был он человеком мрачным и нелюдимым, постоянно пребывавшим в размышлениях, что и послужило, быть может, причиной тому, что он не прожил дольше, отойдя к иной жизни пятидесяти восьми лет. Работал он приблизительно до 1482 года(11).


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Франческо Маурицио ди Джорджо ди Мартино Поллайоло (1439 -1502) - сиенский живописец, скульптор, архитектор, инженер, теоретик. Ученик Векьетты, до 1475 г. работал в мастерской сиенского живописца Нероччо, с которым вместе написал сцены из жития св. Бенедикта (теперь в Уффици) и «Благовещение» (в Нью-Хавенсском университете США). Кроме Сиены работал в Урбино (при дворе герцога Федериго да Монтефельтро), Анконе, Иеэи, Неаполе, был в 1490 году с Леонардо да Винчи экспертом на строительстве соборов в Милане и Павии.
Живописные работы: «Благовещение», «Венчание Богоматери» и «Рождество» (Сиенская пинакотека), еще два «Рождества» (в сиенской церкви Сан Доменико и нью-йоркском Метрополитен-музее); «Мадонны» в Сиенской пинакотеке, в Музее изящных искусств в Бостоне и в Пикардийском музее в Амьене; росписи кассонов, рисунки в Лувре, Уффици. Скульптурные работы: три бронзовых рельефа («Пьета» в церкви Кармине в Венеции, «Бичевание Христа» в галерее Перуджи, «Несогласие» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне), два бронэовых ангела и херувим в Сиенском соборе, медали с изображением герцога Федериго Урбинского и др. Архитектурные работы: церковь Мадонна дель Кальчинайо близ Кортоны, ратуши в Анконе и Иези, церковь Сан Бернардино в Урбино, перестройка дворца в Губбио. Инженерные работы: крепости в раэных местах Италии (Сассокорвато, Сан Лео, Кальи и др.). Теоретический труд: трактат об архитектуре (издан в 1841 г. в Турине).
Лоренцо ди Пьетро, прозванный Векьетта (1412—1480), — сиенский живописец и скульптор. Живописные работы: фрески в больнице, в больничной церкви, в баптистерии и в палаццо Коммунале в Сиене; Мадонны в Мрфици и Сиенской пинакотеке, триптих («Вознесение Богоматери») в соборе г. Пьенцы и Мадонна (в музее, там же); росписи на дверцах ковчежца для мощей («Страсти Христовы» — в Сиенской пинакотеке). Скульптурные работы: мраморные фигуры апостолов Петра и Павла в Лоджии деи Мерканти, табернакль алтаря собора, бронзовый Христос в больничной церкви в Сиене, бронзовая фигура с надгробия Мариано Соццини и деревянная статуя св. Бернардина (обе в Барджелло).
1 В первом издании биография начиналась так: «Иэ прирожденных добродетеле ничто не украшает так на свете, как благородство и добронравие, ибо они обладают такой силой, что могут с любой глубины возвысить до вершины любой эаблудший талант или ум благородный. Поэтому все те, кто общаются с подобными людьми, только увлекаются и всеми другими их добрыми качествами, помимо прирожденного их таланта, но и покоряются зрелищем стольких произрастающих на единой сочных плодов, запах и вкус которых сохраняется в памяти человеческой и после смерти, и становятся они предметом воспоминаний, которые постоянно о них пишут, подобно этому и деяния Франческо ди Джорджо действительно достойны восхваления и описания.

2 Бронзовые ангелы в Сиенском соборе (одна из последних и лучших скульптурных работ Франческо ди Джорджо) сохранились.

3 Дворец Федериго да Монтефельтро в Урбино был перестроен архитектором Лучаной Лаураной, уроженцем Далмации, Франческо ди Джорджо выстроил при дворце лишь большие конюшни (как он сам об этом пишет в своем трактате), а, может быть, продолжал работы Лаураны в самом дворце.

4 Фриз (не живописный, а скульптурный) сохранился; выполнен миланским скультором Амброджо Бароччи частично по рисункам Франческо ди Джорджо.

5 Речь идет о трактате Франческо ди Джорджо, где он уделяет внимание и военно-инженерному искусству.

6 Сохранилась медаль работы Франческо ди Джорджо с изображением герцога Федериго да Монтефельтро.

7 Ошибка Вазари. Корсиньяно был перестроен в Пиенцу архитектором Бернардо Росселино (см. его биографию ниже).

8 Якопо Коццарелло (Джакомо ди Бартоломео ди Марко Коццарелли (1453— 1515) — сиенский скульптор и архитектор, выстроил палаццо дель Маньифико (Петруччи) в Сиене; в сиенских церквах хранятся его полихромные терракоты: фигуры св. Николая (в Сант Агостино), св. Сигизмунда (в Кармине), св. Винченция (в Санто Спирито) и «Пьета» (в Оссерванце). Работал также в бронзе, лил колокола и пушки.

9 Бронзовый табернакль (киворий) сохранился.

10 Почти все перечисленные Вазари работы Векьетты сохранились (бронзовый табернакль, статуя Христа, фрески в сиенской больнице, мраморные статуи Петра и Павла). О купели в сиенском баптистерии Сан Джованни см. также биографии Донателло и Якопо делла Кверча

11 Даты Вазари неточны.


наверх