И
хотя тот, кто должен был всеми силами стараться приумножить
его славу и известность, ибо у него научился всему, что
знал, пытался как злодей и нечестивец изничтожить имя Пьеро,
своего наставника, и завладеть для себя почестями, которые
должны были принадлежать одному Пьеро, выпустив под своим
собственным именем, а именно брата Луки и Борго, все труды
этого почтенного старца, который помимо вышеназванных наук
был превосходным живописцем(1).
Родился он в Борго Сан Сеполькро (который теперь стал городом,
тогда же им еще не был) и назвался по имени матери своей
делла Франческа(2) ибо она осталась беременной им, когда
его отец и ее муж умер, и он ею был воспитан и при ее помощи
достиг ступени, дарованной ему его счастливой судьбой. В
своей юности Пьеро занимался математическими науками и,
хотя с пятнадцати лет пошел по пути живописца, так никогда
их и не бросал, но, пожав удивительные плоды и в них и в
живописи, был призван Гвидобальдо Фельтро, старым герцогом
Урбинским(3), для которого он выполнил много картин с прекраснейшими
мелкими фигурами, большая часть которых погибла, ибо государство
это подвергалось неоднократно потрясениям войны. Тем не
менее там сохранились некоторые его сочинения по вопросам
геометрии и перспективы, в коих он не уступал никому из
своих современников, а может быть, никому и из когда-либо
живших и в другие времена, о чем свидетельствуют все его
работы, изобилующие перспективами, и в особенности сосуд,
построенный из квадратов и граней так, что дно и горло его
видны и спереди, и сзади, и с боков, что, несомненно, вещь
поразительная, ибо там тончайшим образом построена каждая
мелочь и закругления всех этих кругов сокращаются с большим
изяществом(4).
И вот, после того как он приобрел уважение и известность
при этом дворе, ему захотелось показать себя в других краях,
и потому отправился он в Пезаро и Анкону, но в разгар работы
был вызван герцогом Борсо в Феррару, где во дворце расписал
много помещений, которые позднее были разрушены старым герцогом
Эрколе при перестройке дворца по-новому. Таким образом в
городе этом из работ Пьеро осталась лишь капелла Сант Агостино,
расписанная фреской, да и та попорчена сыростью(5).
После этого, будучи приглашен в Рим папой Николаем V, он
написал верхних помещениях дворца две истории, соревнуясь
с Браманте из Милана которые наравне с другими были уничтожены
папой Юлием III, для того, Рафаэль Урбинский смог написать
там св. Петра в темнице и чудо с причастием в Больсене,
так же как был уничтожен ряд другах произведений, написанных
Брамантино, превосходным живописцем своего времени(6). худ.
П. делла Франческа / РождествоТак как я не могу описать
ни жизнь Брамантино, ни его отдельные работы, поскольку
они погибли, мне не покажется затруднительным кстати напомнить
который в названных уничтоженных работах написал, как я
слышал, сколько голов с натуры столь прекрасных и совершенных,
что им не хваталотолько дара речи, чтобы стать совсем живыми.
Многие из этих голов сохранились, ибо Рафаэль Урбинский
приказал снять копии с них, чтобы иметь изображения всех
тех, которые были великими людьми, а среди них были Никколо
Фортебраччо, Карл VII, король французский, Антонио Колонна
принц Салернский, Франческо Карманьуола, Джованни Вителлеско,
кардинал Виссарион, Франческо Спинола, Баттиста да Каннето;
все эти портреты ученик и наследник Рафаэля Урбинского Джулио
Романо(7) передал Джовио, а Джовио поместил их в свой музей
в Комо. В Милане над дверями Сан Сеполькро я видел усопшего
Христа его же работы, написанного в ракурсе, и, хотя вся
живопись не превышает в высоту одного локтя, она обнаруживает
всю безмерность невозможного, осуществленного с легкостью
и с пониманием. Есть также в названном городе в доме молодого
маркиза Останезиа помещения и лоджии со многими вещами,
выполненными им с уверенностью и величайшей мощью в ракурсах
фигур, а за Порта Верчеллина, близ замка, он написал в конюшнях,
ныне запущенных и полуразрушенных, несколько конюхов, чистящих
скребницей лошадей, среди которых одна была изображена так
живо и так хорошо, что другая, живая лошадь, приняв ее за
настоящую, сильно ее забрыкала.
Возвратимся, однако, к Пьеро делла Франческа. Закончив свои
работы в Риме, он вернулся в Борго, так как умерла его мать,
и в приходской.церкви написал фреской изнутри в средних
дверях двух святых, которые считались работой прекраснейшей.
В монастыре августинцев он написал на дереве главного алтаря,
и работа эта получила большое одобрение, фреской как написал
Мадонну делла Мизерикордиа для одного сообщества или, как
там говорят, братства, а во дворце Консерваторов Воскресение
Христово, почитающееся лучшей из работ, находящихся в названном
городе, и из всех прочих его работ.(8)
В Санта Мариа в Лорето он начал совместно с Доменико Венециам
расписывать свод ризницы, но так как они убоялись чумы,
то оставили работу незаконченной, и позднее она была завершена
Лукой из Кортоны(9), учеником Пьеро, о чем будет сказано
на своем месте.
Прибыв из Лорето в Ареццо, Пьеро расписал в Сан Франческо
ддя Луиджи Баччи, аретинского гражданина, их семейную капеллу
главного алтаря(10), свод которой был раньше начат Лоренцо
ди Биччи. В этом произведении изображены истории Креста,
начиная с того, как дети Адама, погребая отца, кладут ему
под язык семя того дерева, из которого был сделан впоследствии
названный крест, вплоть до воздвижения этого креста императором
Ираклием, который входит в Иерусалим пеший и босой, неся
его на плече. В этих фресках много прекрасных наблюдений
и телодвижений, заслуживающих одобрения; так, например,
одежды служанок царицы Савской, выполненные в манере нежной
и новой, многие портреты, изображающие людей древности и
очень живые, ордер коринфских колонн, божественно соразмерных,
крестьянин, который, опершись руками на заступ, с такой
живостью внимает словам св. Елены, в то время как из земли
выкапывают три креста, что лучше сделать невозможно. Так
же отлично сделан мертвец, воскресающий от прикосновения
к кресту, равно как и радость св. Елены и восхищение окружающих,
падающих на колени для молитвы. Но превыше всего проявились
его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела
в ракурсе, который спускается головой вниз, неся знамение
победы Константину, спящему в шатре под охраной слуги и
нескольких вооруженных воинов, скрытых ночной тьмой, и освещает
своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим
чувством меры. Ибо Пьеро показывает в изображении этой тьмы,
как важно подражать природным явлениям, выбирая в них самое
существенное. А так как он это сделал отличнейшим образом,
он дал возможность новым художникам следовать за ним и достичь
той высшей ступени, которая, как мы видим, достигнута в
наши дни. худ. П. делла Франческа / Мария МагдаленаВ той
же самой истории он в одном сражении выразительно изобразил
страх, смелость, ловкость, силу и все прочие страсти, которые
можно наблюдать у сражающихся, а также и всякие иные случайности
во время почти невероятной резни и свалки раненых, поверженных
и убитых. За изображение на этой фреске блеска оружия Пьеро
заслуживает величайшего одобрения, не меньшего, впрочем,
и за то, что он сделал на другой стене, где в бегстве и
потоплении Максенция изобразил в ракурсе группу лошадей,
выполненных так дивно, что, принимая во внимание те времена,
их можно назвать чересчур прекрасными и чересчур превосходными.
В той же истории он написал полуобнаженного и одетого, как
сарацин, всадника на поджаром коне, изображенного с отличным
пониманием анатомии, в ту пору мало известной. И потому
он заслужил за эту работу большую награду от Луиджи Баччи
(которого он изобразил вместе с Карло и другими его братьями,
а также многочисленными аретинцами, процветавшими тогда
в области литературы, в том месте фрески, где обезглавливают
какого-то царя); да и в этом городе, который он так прославил
своими творениями, его с тех пор всегда любили и уважали.
Также в Епископстве названного города, возле дверей сакристии,
он изобразил св. Марию Магдалину, а для сообщества Нунциаты
сделал хоругвь для процессий. В Санта Мариа делле Грацие
за городом на торцовой стене монастырского двора изображен
в кресле, написанном в перспективе, св. Донат в папском
облачении и в окружении нескольких ангелочков, а в Сан Бернардо,
монастыре Монте Оливето, высоко на стене в нише — св. Винченций,
который художниками ценится весьма высоко. В Сарджано, близ
Ареццо, в монастыре францисканцев-цокколантов он написал
в одной из капелл прекраснейшего Христа, молящегося ночью
в саду(11).
Он выполнил также и в Перудже много произведений, которые
можно видеть в этом городе, как, например, в церкви монахинь
св. Антония Падуанского на доске темперой — Богоматерь с
младенцем на коленях и с предстоящими св. Франциском, св.
Елизаветой, св. Иоанном Крестителем и св. Антонием Падуанским,
наверху же — прекраснейшее Благовещение с ангелом, который
будто в самом деле нисходит с неба, но более того, тут же
изображена и поистине прекрасная перспектива с уменьшающимися
колонами. На пределле в историях с малыми фигурами изображены:
св. Антоний, воскрешающий мальчика, св. Елизавета, спасающая
упавшего в колодец ребенка, и св. Франциск, получающий стигматы(12).
В церкви Сан Чири-0 Д Анкона за алтарем св. Иосифа он написал
прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери(13).
Пьеро, как говорилось, был в искусстве весьма прилежным
и много занимался перспективой, а также обладал отличнейшими
познаниями в Эвклиде настолько, что лучше любого другого
геометра понимал, как лучше всего проводить круги в правильных
телах, и именно он пролил свет на эти вопросы, а мастер
Лука из Борго, монах-францисканец, писавший о геометрически
правильных телах, недаром был его учеником; и когда Пьеро,
написав много книг, состарился и умер, названный мастер
Лука, присвоив их, напечатал их как свои, поскольку они
попали к нему в руки после смерти мастера. Пьеро имел обыкновение
делать множество моделей из глины и набрасывать на них мягкие
ткани с бесчисленными складками, чтобы их срисовывать и
пользоваться этими рисунками.
Учеником Пьеро был Лорентино д'Анджело, аретинец(14), который,
подражая его манере, написал в Ареццо много живописных работ
и закончил те, которые Пьеро оставил незавершенными, когда
его застигла смерть. Лорентино выполнил фреской около св.
Доната, которого Пьеро написал в церкви Мадонна делле Грацие,
несколько историй из жития св. Доната, а также множество
вещей во многих других местах того же города и его округи,
ибо работал он беспрестанно, дабы помочь своей семье, находившейся
в те времена в большой бедности.худ. П. делла Франческа
/ Епитимья Св. Иеронима Он же написал в названной церкви
делле Грацие историю, где папа Сикст IV между кардиналом
мантуанским и кардиналом Пикколомини, который впоследствии
стал папой Пием III, дарует прошение этому городу; в истории
этой Лорентино изобразил с натуры коленопреклоненных Томмазо
Марци, Пьеро Традити, Донато Росселли и Джулиано Нарди,
аретинских граждан и попечителей этой церкви. В зале дворца
приоров он изобразил, так-же с натуры, Галеотто, кардинала
Пьетрамалы, епископа Гульельмино дельи Убертини, мессера
Анджело Альберготти, доктора прав, и много других его работ
рассеяно по этому городу. Говорят, что как-то, когда приближалась
масленица, дети Лорентино попросили его зарезать свинью,
как было в обычае в тех краях, но, так как возможности купить
ее у него не было, они говорили ему: «Как же вы купите свинью,
отец, раз у вас нет денег?» На что Лорентино отвечал: «Кто-нибудь
из святых нам в этом поможет». Но так как он повторил это
несколько раз, но свиньи все не покупал, а сроки все прошли,
они потеряли надежду. В конце концов подвернулся крестьянин
из Пьеве а Кварто, который во исполнение обета пожелал,
чтобы ему написали св. Мартина, а заплатить за работу у
него было нечем, кроме как свиньей, цена которой была пять
лир. Разыскав Лорентино, он заявил ему, что хочет получить
св. Мартина, но заплатить за него может только свиньей.
Так они и поладили: Лорентино написал святого, а поселянин
привел к нему свинью; так святой и добыл свинью бедным детям
этого живописца.
Учеником Пьеро был также другой Пьеро — из Кастель делла
Пьеве(15), расписавший арку наверху в церкви Сант Агостино
и изобразивший для монахинь монастыря св. Екатерины в Ареццо
св. Урбана, ныне при перестройке церкви уничтоженного. Равным
образом его учеником был Лука Синьорелли из Кортоны(16),
принесший ему больше славы, чем все остальные.
Пьеро из Борго, работы которого относятся примерно к 1458
году, ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и дожил
таким образом до восемьдесят шестого года своей жизни(17).
В Борго он оставил значительное состояние и несколько домов,
построенных им самим, которые частично сгорели и были разрушены
в 1563 году. Погребен он был с почестями своими согражданами
в главной церкви, которая раньше принадлежала ордену камальдульцев
и в которой теперь помещается Епископство.
Большая часть книг Пьеро находится в библиотеке Федериго
Второго, герцога Урбинского, и они таковы, что заслуженно
стяжали ему имя лучшего геометра своего времени.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Пьеро
(Пьетро) ди Бенедетго деи Франчески из Борго Сан Сеполькро,
известный более под именем Пьеро делла Франческа, — живописец,
автор трактата о перспективе и живописи; родился между 1410
и 1420 гг. в Борго Сан Сеполькро, умер там же в 1492 г.
Около 1430 г.— во Флоренции, где был помощником Доменико
Венециано. С 1442 г.- городской советник в Борго Сан Сеполькро;
работал в родном городе, а также в Ферраре, Риме, Римини,
Урбино, Ареццо, Пеэаро, Анконе, Болонье.
Работы: полиптих «Мадонна делла Мизерикордиа» (1445—1448)
— в палаццо Коммунале Борго Сан Сеполькро; того же периода
— центральная часть триптиха «Крещение» из собора в Борго
Сан Сеполькро (теперь в Лондонской Национальной галерее),
«Св. Иероним с донатором Джироламо Амади» (в Венецианской
академии); «Св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатестой» (1451)
— в церкви Сан Франческо в Римини; «Бичевание Христа» (в
Урбинской галерее); фрески церкви Сан-Франческо (в Ареццо),
«Мадонна дель Парто» в кладбищенской часовне в Монтерки
(близ Борго Сан Сеполькро); «Воскресение Христово» в палаццо
Коммунале Борго Сан Сеполькро.
Поздние работы: портреты герцога Федериго Монтефельтро и
герцогини Баттисты Урбинских с «Триумфом» на обратной стороне
(после 1472 г., теперь в Уффици); «Мадонна с двумя ангелами»
— так называемая «Мадонна из Синигальи» (ок. 1475), в Урбинской
галерее, «Мадонна со святыми и герцогом Федериго» (между
1483 и 1491 гг.), в миланской галерее Брера, «Рождество
Христово» и «Св. Михаил» в Лондонской Национальной галерее;
«Св. Фома» (в миланском музее Польди-Пеццоли).
1 Вазари обвиняет в плагиате знаменитого математика, изобретателя
тройной итальянской бухгалтерии Луку Пачоли. Но Пачоли в
своем трактате «О божественной пропорции» с большим почтением
отзывался о своем учителе Пьеро делла Франческа и обещал
составить список его сочинений о перспективе; поэтому в
сходстве сочинений того и другого естественно усмотреть
вместо злостного заимствования дружественное сотрудничество
живописца и математика.
2
Бенедетто, отец Пьеро, умер в 60-х годах XV в. Пьеро называл
себя по имени матери (делла Франческа), по наэванию своего
рода (деи Франчески) или по имени отца и города, откуда
был родом (Пьеро ди Бенедетто да Борго Сан Сеполькро).
3
Пьеро работал в Урбино главным образом для герцога Федериго
да Монтефельтро (Гвидобальдо родился в 1472 г., т. е. незадолго
до смерти художника).
4
Из теоретических работ Пьеро сохранился в рукописи трактат
о перспективе.
5
Работы в Пезаро, Анконе и Ферраре не сохранились.
6
Соревноваться с Браманте, приехавшим в Рим в последние годы
века, Пьеро не мог. Брамантино (собственно Бартоломео Суарди)
— ломбардский живописец, работавший также в Риме, ученик
Браманте (отсюда и прозвище).
7
См. б.иографию Джулио Романо в ч. III «Жизнеописаний».
8
Из работ, написанных в Борго Сан Сеполькро, сохранились
«Воскресение Христово» в палаццо Коммунале (бывш. дворец
Консерваторов), а также образ («Успение Богоматери») иэ
монастыря августинцев (теперь в городской пинакотеке). Фрески
двумя святыми и Мадонной не сохранились (вторую фреску не
следует смешивать полиптихом «Мадонна делла Мизерикордиа»).
9
Имеется в виду Лука Синьорелли — см. ниже его биографию.
10
Фрески в Ареццо — главная работа Пьеро делла Франческа.
(До него там работал не Лоренцо ди Биччи, а его сын Биччи
ди Лоренцо.) Общая тема фрески —- та же, что у Аньоло Гадди
в церкви Санта Кроче, — легенда о древе для креста, на котором
распят Христос. Сохранились следующие 11 фресок (помимо
фигур пророков): а) Адам посылает в рай сына Сифа; б) Смерть
Адама; в) Царица Савская находит срубленное дерево для креста;
г) Погребение древа; д) Нахождение креста; е) Ночное видение
императора Константина; ж) Победа Константина над Максенцием;
з) Победа Ираклия; и) Смерть Хозроя; к) Обретение креста;
л) Воздвижение креста.
11
Фреска «Мария Магдалина» сохранилась (в соборе г. Ареццо).
Остальные перечисленные Вазари работы не сохранились, кроме
«Св. Доната», который приписывается Лорентино (см. прим.
14).
12
Из наэванных работ в Перудже (в городской пинакотеке) сохранился
триптих «Благовещение», который достоверной работой Пьеро
делла Франческа, не признается.
13
Фреска не сохранилась.
14
Из работ Лорентино в Ареццо сохранился один из эпизодов
жития св. Доната (недавно обнаруженный на стене сеновала
монастыря Санта Мариа делле Грацие), фрески и полиптих в
Сан Франческо, фрески в палаццо Коммунале и фрагмент фрески
(Мадонна) в церкви Сан Себастьяно, обнаруженный за образом
работы Вазари. Ему же приписывается Мадонна в Дублинской
галерее.
15
Имеется в виду Пьетро Перуджино (см. ниже его биографию).
16
См. ниже его биографию.
17
Даты приблизительные.
|