Возвратимся,
однако, к Таддео: как уже говорилось, в родном его городе
ему была поручена капелла палаццо Синьории как лучшему
мастеру того времени, и она была расписана им с такой
тщательностью и так почитаема из-за ее местоположения
и так высоко оценена Синьорией, что от этого сильно умножились
и слава и известность Таддео, почему после этого он не
только расписал много досок у себя на родине, к великой
своей чести и величайшей выгоде, но и был приглашен с
великими милостями властителем Падуи Франческо да Каррара,
куда он и поехал с разрешения сиенской Синьории, дабы
выполнить кое-что в благороднейшем этом городе, и там,
главным образом в Арене и в Санто, он расписал несколько
досок и других вещей с тщательностью великой, к большой
своей чести и удовлетворению названного синьора и всего
города(3). По возвращении в Тоскану он расписал в Сан
Джиминьяно доску темперой, напоминающую по манере Уголино
сиенца и находящуюся ныне за главным алтарем приходской
церкви лицом к хору причта(4).
Затем он отправился в Сиену, но пробыл там недолго, ибо
одним из Ланфранки, попечителем собора, он был приглашен
в Пизу и, переехав туда, с большой тщательностью написал
в капелле Благовещения фреску с Мадонной, поднимающейся
по ступеням храма, где наверху встречает ее священник
в торжественном облачении; в лице этого священника он
изобразил названного попечителя, а рядом с ним себя самого.
По завершении этой работы тот же попечитель заказал ему
написать на Кампо Санто, над капеллой, Мадонну, венчаемую
Иисусом Христом, со многими ангелами, которых он изобразил
в прекраснейших положениях и с отменным колоритом. Равным
образом изобразил Таддео для капеллы сакристии Сан Франческо
в Пизе на доске, написанной темперой, Мадонну с несколькими
святыми, поставив там свое имя и год, когда это было написано,
а именно 1394(5). Приблизительно в то же время он выполнил
несколько досок темперой в Вольтерре, а в Монте Оливето
также доску, а на стене фреской — Ад, где следовал замыслу
Данте в отношении распределения грешников и вида наказаний,
что же касается места действия, он или не сумел, или не
смог, или же не хотел подражать ему(6). худ. Т. ди Бартоли
/ Мадонна с младенцем, Св. Иоанном-Крестителем и Св. АндреемОн
также послал в Ареццо один образ, тот, что ныне находится
в Сант Агостино, и на нем изобразил папу Григория XI,
того самого, который вернулся в Италию после того, как
двор его пробыл столько десятилетий во Франции. После
этого он возвратился в Сиену, но оставался там недолго,
ибо был приглашен в Перуджу для работ в церкви Сан Доменико,
где в капелле св. Екатерины написал фреской житие этой
святой, а в Сан Франческо возле двери сакристии — несколько
фигур, которые, хотя ныне их трудно рассмотреть, признаются
за работу Таддео, ибо он всегда придерживался одной манеры.
Вскоре после этого последовала смерть Бирольдо, властителя
Перуджи, убитого в 1398 году(7), и Таддео возвратился
в Сиену, где он работал беспрерывно и так прилежал изучению
искусства, дабы стать выдающимся человеком, что если он
и не достиг своей цели, то это произошло, без сомнения,
не из-за ошибок или небрежности, допущенных им в работе,
а скорое из-за постоянного недомогания от застойной болезни,
которая погубила его, так что он не смог полностью удовлетворить
свое желание. Скончался Таддео пятидесяти девяти лет,
обучив искусству своего племянника по имени Доменико(8);
работал же он приблизительно около 1410 года спасения
нашего. Итак, как уже сказано, остался после него Доменико
Бартоли, его племянник и ученик, который, занимаясь искусством
живописи, писал с большим и лучшим опытом, и в историях,
им выполненных, обнаружил большую плодовитость и большее
разнообразие, чем это делал его дядя. В помещении для
паломников болыпой сионской больницы находятся две большие
истории, которые Доменико написал фреской и в которых
перспективы и другие украшения составлены с большой изобретательностью.
Говорят, что Доменико был скромен и приятен и отличался
исключительной любезностью и учтивостью, что доставило
его имени не меньше чести, чем само искусство живописи.
Работал он около 1436 года от рождества Господа нашего,
и к последним его произведениям относятся доска с Благовещением
в Санта Тринита во Флоренции и доска главного алтаря в
церкви Кармино.
В то время и почти в той же манере работал Альваро ди
Пьетро, португалец(9), отличавшийся, однако, более светлым
колоритом и приземистыми фигурами; в Вольтерре он написал
несколько досок, одну в Сант Антонио в Пизе, а в других
местах еще несколько других, о которых нет надобности
вспоминать подробнее, ибо большим превосходством они не
отличаются. В нашей книге есть лист, на котором Таддео
весьма искусно нарисовал Хрита, двух ангелов и прочее.
ПРИМЕЧАНИЯ
Таддео Бартоли
(ди Бартоло) родился в 1362 (или 1363) г., умер в 1422
г. Работал в Сиене, Сан Джиминьяно, Пизе, Перудже, Вольтерре
и Флоренции (почему, видимо, Вазари и счел возможным в
рамке для портрета назвать его флорентинцем). Лучшие его
работы: алтарные образы в соборе Монтенпульчано (1401)
и в Пинакотеке Перуджи (1403), «Распятие» в сиенской Пинакотеке
(около 1403 г.), «Поклонение младенцу» в сиенской церкви
Серви (1404), фрески в палаццо Пубблико (1406), полиптих
в сиенской Пинакотеке.
1 Эти работы Таддео сохранились.
2 От работ
Бартоло ди Фреди почти ничего не сохранилось. Отцом Таддео
он не был (отец Таддео, согласно документам, был цирюльником).
3 Работы Таддео
в Падуе не сохранились.
4 Идентифицировать
эти работы затруднительно.
5 Фрески Таддео
сохранились в Пизе в Сан Франческо и Сан Мартино.
6 Работы в
Монте Оливето не сохранились.
7 Властителя
Перуджи звали Бьордо ди Микелотти.
8 Доменико
Бартоли (Гецци) племянником Таддео не был. Сохранились
его фрески 1440—1444 гг. в сиенской больнице Санта Мария
делла Скала.
9 Об Альваро
ди Пьетро (де Педро из Эворы) почти никаких сведений не
сохранилось. Ему приписываются «Мадонны» в Санта Кроче
в Фоссабанда близ Пизы и в соборе в Вольтерре.