Родился Герардо во Флоренции в 1354
году, и, так как от природы прилежал по своим способностям
к рисованию, был отдан, когда подрос, Антонио венецианцу
в обучение рисованию и живописи(1); а так как на протяжении
многих лет он не только изучил рисунок и обращение с красками,
но дал и собственные образцы в некоторых вещах, выполненных
в прекрасной манере, то он и ушел от Антонио венецианца
и, начав работать самостоятельно, выполнил фреской в Санта
Кроче в капелле Кастеллани, которую поручил ему расписать
Микеле ди Ванни, почитаемый гражданин из названного рода,
много историй из жития св. Антония аббата и еще несколько
из жития св. Николая епископа с большой тщательностью
и в прекрасной манере. Этим он стал известен как превосходный
живописец неким испанцам, пребывавшим тогда во Флоренции,
и того мало, увезли они его в Испанию(2) к их королю,
который его принял и отнесся к нему весьма радушно, ибо
страна эта была весьма скудна хорошими живописцами. Да
и убедить его уехать с родины большой трудности не составляло,
ибо после случая с чомпи(3) и когда Микеле ди Ландо стал
гонфалоньером, он обменялся кое с кем во Флоренции грубыми
словами, и, если бы не уехал, жизнь его подвергалась бы
опасности. Он отправился в Испанию и, выполнив для тамошнего
короля много вещей и получив за труды высокое вознаграждение,
стал богатым и почитаемым. А так как ему захотелось, чтобы
друзья и родственники увидели и узнали его в этом лучшем
положении, он возвратился на родину и был там весьма обласкан
и сердечно принят всеми гражданами.
Не прошло много времени, как ему было поручено расписать
капеллу св. Иеремии в монастыре Кармине(4), где, выполняя
многочисленные истории из жития этого святого, он изобразил
на истории Павлы, Евстахия и Иеремии одежды, носившиеся
в то время испанцами, с большой изобретательностью и богатством
мыслей и приемов в положениях фигур. Изображая, между
прочим, на одной из историй, как св. Иеремия обучается
грамоте, он написал учителя, который, заставив одного
мальчика влезть на спину к другому, бьет его плеткой так,
что бедный мальчик, дрыгая от боли ногами, как будто кричит
и пытается укусить за ухо того, кто его держит; все это
Герардо выразил с изяществом и большой легкостью, как
мастер, упорно изучавший явления природы. Подобным же
образом в предсмертном завещании св. Иеремии он изобразил
нескольких монахов в манере прекрасной и весьма подвижной:
одни из них, записывая, другие, внимательно слушая и глядя,
следят с большим чувством за всеми словами своего учителя.
худ. Г. Старнина / Св. ВинсентБлагодаря этой работе Старнина
заслужил у художников благоволение и славу, а за свой
нрав и мягкость в обращении — величайшую известность,
и было имя Герардо знаменитым во всей Тоскане и даже во
всей Италии, и когда его пригласили в Пизу расписать в
этом городе капитул св. Николая(5), он послал вместо себя
Антонио Вите из Пистойи, дабы не уезжать из Флоренции.
Антонио этот, изучивший под руководством Старнины его
манеру, написал в том капитуле Страсти Иисуса Христа,
завершив их в 1403 году в том виде, в каком они существуют
и ныне, к великому удовлетворению пизанцев.
После окончания, как об этом говорилось, капеллы Пульези,
где флорентинцам весьма понравились деяния св. Иеремии
тем, что он выразил в них с большой живостью многие чувства
и положения, к которым жившие до него живописцы никогда
не обращались, в тот год, когда Габриель Мариа, синьор
пизанский, продал этот город флорентинцам за двести тысяч
скудо (после того как Джованни Гамбакорта выдержал тринадцатимесячную
осаду и наконец также согласился на эту продажу), флорентинская
Коммуна заказала Старнине в память об этом написать на
фасаде дворца гвельфской партии св. Дионисия епископа
с двумя ангелами, а ниже изобразить с натуры город Пизу(6);
выполняя это, он проявил во всем столько тщательности
и особенно в живописи фреской, что, несмотря на то что
работа эта находится под открытым воздухом, под дождями
и обращена на север, она всегда почиталась живописью достойной
большого восхваления и почитается таковой и ныне, ибо
сохранилась свежей и прекрасной, будто только что написанной.
Когда же благодаря этой и другим работам Герардо приобрел
известность и славу величайшую на родине и вне ее, смерть,
всегда завистливая и враждебная доблестным деяниям, пресекла
в расцвете его деятельности бесчисленные надежды на вещи
еще более великие, ожидавшиеся от него миром, ибо в возрасте
сорока девяти лет он неожиданно скончался и после почетнейших
похорон был погребен в церк
ПРИМЕЧАНИЯ
Герардо Старнина
упоминается впервые в 1387 г. Был членом сообщества св.
Луки. В Испании — в 1398—1401 гг. Умер в 1413 г. Главная
работа: фрески в церкви Санта Кроче во Флоренции (выполнены
совместно с Аньоло Гадди; Старнине принадлежат «Фиваида»
и «Житие св. Николая»), Ему же (а также Лоренцо Монако)
приписывается «Фиваида» в Уффици.
1 Документальных подтверждений этих сведений нет.
2 Достоверных
работ Старнины в Испании не сохранилось.
3 Речь идет
о восстании в 1378 г. флорентинских чесальщиков шерсти
(чомпи), боровшихся эа политические права. Микеле Ландо
оказался предателем.
4 Принадлежность
Старнине этих работ подтверждается документами.
5 О заказе
в Пизе достоверных сведений нет.
6 В настоящее
время от этой фрески не осталось и следов.
7 Биографию
Мазолино да Паникале см. в части II «Жизнеописаний».