В это время
как раз были завершены на двенадцати столбах своды Орсанмикеле,
которые были временно перекрыты низкой крышей в деревенском
духе, с тем чтобы при возможности продолжить строительство
этого здания, которое должно было стать зернохранилищем
Коммуны, и Якопо ди Казентино, как лицу тогда весьма опытному,
было поручено расписать эти своды с условием, чтобы он
написал там, что он и сделал, патриархов вместе с пророками
и родоначальниками колен иудейских, всего шестнадцать,
теперь наполовину испорченных, фигур на лазурном ультрамариновом
фоне без других украшений. Затем на нижних стенах и на
столбах он изобразил много чудес Богородицы и другие вещи,
которые опознаются по манере(4).
Закончив эту работу, Якопо возвратился в Казентино, где
в Пратовеккио, в Поппи и других местностях той же долины
выполнил много работ(5), после чего он был приглашен в
Ареццо, самоуправлявшееся тогда советом из шестидесяти
самых богатых и почтенных граждан, заботе которых было
вверено все управление; там, в главной капелле епископства,
он выполнил историю из жития св. Мартина(6), а в старом
соборе, ныне разрушенном, много живописных работ, среди
которых в главной капелле было изображение папы Иннокентия
VI. Далее, в церкви Сан Бартоломмео он расписал для капитула
каноников приходской церкви стену главного алтаря и капеллу
Санта Мариа делла Неве, а в старом братстве Сан Джованни
де Педуччи написал много историй из жития этого святого,
ныне забеленных. Он расписал также в церк-ви Сан Доменико
капеллу св. Кристофора, изобразив там с натуры блаженного
Мазуоло, освобождающего из темницы купца Феи, заказчика
этой капеллы; блаженный этот в свое время, будучи пророком,
предсказал аретинцам много бедствий. В церкви Сант Агостино
он выполнил фреской в капелле и на алтаре Нарди истории
из жития св. Лаврентия, чудесные по манере и мастерству(7).
худ. Я. Кезентино / Св. ЕкатеринаА так как он занимался
также и архитектурными делами, то по распоряжению шестидесяти
вышеупомянутых граждан он отвел под стены Ареццо воду,
текущую от подножия холма Пори на расстоянии в триста
локтей от города; воды эти в римские времена были проведены
сначала к театру, следы которого еще сохранились, и от
него, находившегося на горе, где ныне крепость, в долину,
к амфитеатру того же города; все эти сооружения и водопроводы
были разрушены и совершенно уничтожены готами. Итак, как
было сказано, Якопо отвел эти воды под стены и устроил
водоем, который тогда был назван Фонте-Гвицианелли, теперь
же именуется испорченным названием Фонте-Венециана; существовал
он с того времени, а именно с 1354 года до 1527 года и
не более, ибо чума этого года, последовавшая за ней война,
то обстоятельство, что многие отводили воду для надобностей
своих садов, и еще более то, что Якопо не провел воду
внутрь города, — все это было причиной того, что водоем
этот находится не в должном состоянии.
Пока проводилась вода, Якопо не бросал живописи, и в палаццо,
находившемся в старой крепости и ныне разрушенном, он
изобразил много деяний епископа Гвидо Саккони и Пьетро
Саккони, мужей, в мирное время и во время войны совершивших
для этого города дела великие и славные. Равным образом
в приходской церкви под органом он выполнил историю из
жития св. Матфея и весьма много других работ(8). И, рассеяв
таким образом по всему городу свои произведения, он показал
Спинелло аретинцу(9) основы этого искусства, которому
научился у Аньоло(10) и которому Спинелло научил впоследствии
Бернардо Дадди(11); последний же, работая в своем городе,
в свою очередь прославил это искусство многими прекрасными
живописными работами, которые в совокупности с другими
его наилучшими качествами стали причиной того, что он
был весьма прославлен своими согражданами, назначившими
его на разные городские должности и другие общественные
дела. Живописных работ у Бернардо было много, и ценились
они высоко, а превыше всего в Санта Кроче капелла св.
Лаврентия и св. Стефана семейств Пульчи и Берарди, а также
многие другие живописные работы в разных местах названной
церкви. В конце концов, выполнив несколько живописных
работ над городскими воротами Флоренции с внутренней стороны(12),
он скончался, отягченный годами, и был с почестями погребен
в Санта Феличита в 1380 году.
Возвратимся, однако, к Якопо. Помимо всего вышесказанного,
в его времена, в 1350 году, было основано сообщество и
братство живописцев(13). Мастера, жившие в то время и
работавшие как в старой греческой манере, так и в новой
манере Чимабуе, принимая во внимание, что число их увеличилось,
а искусства рисунка в Тоскане и даже в самой Флоренции
переживали свое возрождение, создали названное сообщество
имени и под покровительством св. Ауки Евангелиста как
для того, чтобы воздавать в своем оратории хвалу и благодарность
Господу, так и для того, чтобы собираться иногда вместе
и оказывать, таким образом, поддержку в делах как духовных,
так и телесных, тем, кто, смотря по времени, имел в этом
нужду; это еще и теперь принято во многих цехах Флоренции,
но гораздо больше было принято в старые времена. худ.
Я. Кезентино / Св. Иоанн-КрестительПервым их ораторием
была главная капелла госпиталя Санта Мариа Нуова, уступленная
им семейством Портинари, а первых управлявших названным
сообществом с титулом капитанов было шесть человек и,
кроме того, два советника и два казначея, как это видно
по старой, заведенной тогда книге названного сообщества,
первая глава коей начинается так:
«Сии главы и постановления составлены и утверждены добрыми
и скромными мужами цеха живописцев Флоренции и во времена
Лапо Гуччи, живописца, Ванни Чинуцци, живописца, Корсино
Буонайути, живописца, Пасквино Ченни, живописца, Сенья
д'Антиньяно, живописца. Советниками были Бернардо Дадди
и Якопо ди Казентино, живописцы, и казначеями Консильо
Герарди и Доменико Пуччи, живописцы».
После того как таким образом было создано названное сообщество,
с согласия капитанов и остальных Якопо ди Казентино расписал
доску для капеллы, изобразив на ней св. Луку, пишущего
на картине Богоматерь, а в пределле с одной стороны —
мужей сообщества, а с друтой — всех коленопреклоненных
жен(14). Начав с этого и собираясь от времени до времени,
это сообщество и существовало, пока не дошло до теперешнего
состояния, о котором рассказывается в новых главах его
устава, одобренных светлейшим синьором герцогом Козимо,
благосклоннейшим покровителем искусств рисунка. В конце
концов, отягощенный годами и весьма утомленный, Якопо
возвратился в Казентино и умер в Пратовеккио восьмидесяти
лет(15); погребен он был родственниками и друзьями в Сант
Аньоло, аббатстве за Пратовеккио, принадлежащем ордену
камальдульцев. Портрет его работы Спинелло находится в
старом соборе в истории волхвов(16); в нашей книге есть
образец манеры его рисунка.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Якопо Ландини
(да Казентино) родился во Флоренции в 1297 г., умер в
Пратовеккио в 1358 или же в 1368 г. Основатель (вместе
с Бернардо Дадди) сообщества жи-вописцев св. Луки. Иэ
названных Вазари работ сохранились: «Мадонна ди Меркато»
(делла Тромба) и сильно переписанные фрески в Орсанмикеле,
а также остатки фресок табернакля на углу Виа-Мальконтенти
и Виа-Казани во Флоренции.
1 Имеется в виду Таддео Гадди.
2 Джованни
да Милано — см. примечание 17 к жиэнеописанию Таддео Гадди.
3 Работы не
сохранились.
4 Работы не
сохранились.
5 В Пратовеккио
и Поппи Якопо приписывается несколько работ, из которых
наиболее достоверна находящаяся теперь в лондонской Национальной
галерее доска с историями из жития Иоанна Евангелиста.
6 Работы не
сохранились.
7 Из всех аретинских
работ Якопо сохранилась лишь одна: в приходской церкви
«Положение во гроб» с Богоматерью и св. Иоанном, а также
изображения св. Доната и св. Павла.
8 Работы не
сохранились.
9 Биографию
Спинелло Аретино см. ниже.
10 Имеется
в виду Аньоло Гадди.
11 См. «Жизнеописание
Стефано и Уголино».
12 Ворота в
настоящее время не существуют.
13 Сообщество
позднее было преобразовано в Академию св. Луки.
14 Работы не
сохранились.
15 В первом
издании «Жизнеописаний» говорилось, что Якопо умер шестидесяти
пяти лет, а также была приведена следующая латинская эпитафия:
«Живописи учил меня Гаддо, и я был научен искусно сочетать,
живописуя, разные тела. Я обладал быстрой рукой, но писал
только на стене — живописи на доске искусство мое не служило
никогда».
16 Работа не
сохранилась — старый собор был разрушен в XVI в.