На доске этой, как пишет Лоренцо ди Бартоло
Гиберти, было изображено Венчание Богородицы, выполненное
как бы в греческой манере, но с болыиой примесью нового;
а так как названный главный алтарь был открыт со всех
сторон, она была расписана сзади так же, как и спереди,
причем с задней стороны с большой тщательностью Дуччо
изобразил все главнейшие истории из Нового завета с малыми
и очень красивыми фигурами. Я пытался выяснить, где эта
доска находится теперь, но, несмотря на все вложенное
мной прилежание, мне не удалось ни разыскать ее, ни узнать,
что сделал с ней скульптор Франческо ди Джорджо, когда
он отделывал этот табернакль бронзой и мрамором, которыми
он теперь украшен(2). Дуччо выполнил также для Сиены много
досок на золотом поле и одну во Флоренции для Санта Тринита
с изображением Благовещения(3).
Написал он затем весьма много вещей в Пизе, в Лукке и
в Пистойе для разных церквей; все они получили высокое
одобрение и принесли ему известность и пользу величайшую.
В конце концов осталось неизвестным, где этот Дуччо умер
и оставил ли родственников и учеников и какое-либо имущество.худ.
Д. ди Буонинсенья / Гефсиманское моление Достаточно и
того, что в наследство он оставил изобретенное им искусство
живописи в мраморе светотенью, ибо и за такое благодеяние
в искусстве он заслуживает одобрения и похвалы бесконечной
и его, безусловно, можно причислить к тем благодетелям,
кои вносят в занятие Ваше еще больше радости и красы:
ведь открывший тайну редкостного изобретения всегда оставляет
о себе память наряду с изобретателями других удивительных
вещей.
В Сиене говорят, что Дуччо в 1348 году представил проект
капеллы, что на площади перед фасадом главного палаццо(4).
Можно прочитать, что жил в его времена и был его земляком
Моччо(5), толковый скульптор и архитектор, выполнивший
много работ по всей Тоскане, и главным образом в Ареццо,
в церкви Сан Доменико мраморную гробницу для одного из
Черки(6). Гробница эта служит подножием и украшением для
органа названной церкви, и пусть тот, кому она покажется
работой не очень хорошей, вспомнит, что сделал ее мастер,
еще будучи юношей, в 1356 году, и потому следует признать
ее работой толковой. Тот же Моччо служил в попечительстве
Санта Мариа дель Фьоре помощником архитектора и скульптором
и выполнил для этого строительства несколько вещей из
мрамора, а в Ареццо он придал церкви Сант Агостино, которая
была небольшой по размерам, тот вид, в каком она существует
и ныне, на средства наследников Пьеро Сакконе де'Тарлати,
согласно распоряжению, сделанному им перед смертью, последовавшей
в Биббиене, в Казентинской земле. Выводя эту церковь без
сводов и опирая крышу на арки колонн, Моччо подвергал
ее большой опасности и действовал поистине слишком смело.
Он же построил церковь и монастырь Сант Антонио, который
до осады Флоренции находился у Фаэнцских ворот, ныне же
совершенно разрушен; ворота Сант Агостино в Анконе он
украсил многими скульптурными фигурами и украшениями наподобие
тех, что на воротах Сан Франческо в том же городе. В упоминавшейся
церкви Сант Агостино он сделал также гробницу брата Дзеноне
Виджиланти, епископа и генерала ордена св. Августина,
и, наконец, он же выстроил лоджию де Мерканти в том же
городе, которая позднее по разным причинам получила многие
улучшения в новом духе и украшения всякого рода. Все эти
вещи по нашим временам весьма посредственны, однако, по
разумению людей тогдашних, они были весьма достойны восхваления.
Вернемся, однако, к нашему Дуччо: работал он в 1350-х
годах после Рождества спасения нашего.
ПРИМЕЧАНИЯ
Дуччо ди Буонинсенья — основатель школы
сиенской живописи. Родился около 1255 года. В Сиене жил
(по документам) в 1278—1295 гг. Умер в 1319 г. Ранние
работы: «Мадонна» для церкви Санта Мариа Новелла во Флоренции
(1285), «Мадонна с тремя францисканцами» в сиенской Пинакотеке.
Главная работа — «Мадонна со святыми» («Маеста») — находится
в Сиене, части ее пределлы — в Лондоне, Берлине, Нью-Иорке
(Вазари ошибочно называет эту работу «Венчанием Богоматери»).
1 Мраморные инкрустации пола сиенского собора впервые
упоминаются в документах в 1359 г.; Вазари приписывает
их Дуччо без всяких оснований. Работы подобного рода производились
и раньше.
2 Работа Дуччо, заказанная в 1308 г. и
законченная в 1311 г., сохранилась. Описывая работу, Вазари
повторяет ошибку Гиберти: на образе изображено не «Венчание
Богоматери», а «Мадонна со святыми». Табернакль Франческо
ди Джорджо сохранился на прежнем месте.
3 Работы не сохранились, так же как и
работы, выполненные в Пизе, Лукке и Пистойе.
4 Предположение Вазари не подтверждается;
никаких сведений об архитектурных работах Дуччо нет.
5 Моччо — перуджинский скульптор и архитектор;
в 1340 г. участвовал в строительстве сиенского собора,
работал также во Флоренции, Ареццо и Анконе. Вазари упоминает
о нем также в биографиях Берны и Никколо ди Пьетро
6 Гробница не сохранилась, как и другие
перечисленные Вазари работы Моччо.