Был же он учеником
Буонамико Буффальмакко(1), которому больше подражал в
пристрастии к земным благам, чем в стремлении сделаться
стоящим живописцем, родился в 1307 году, и, беря с юности
уроки у Буффальмакко, выполнил первые свои работы в приходской
церкви в Эмполи фреской в капелле св. Лаврентия, где он
написал много историй из жития этого святого с такой тщательностью,
что, надеясь после такого начала на лучший заработок,
был приглашен в 1344 году в Ареццо, где в Сан Франческо
в одной из капелл написал Успение Богоматери(2). И вскоре,
приобретя в этом городе из-за недостаточного количества
других живописцев некоторое доверие, он расписал в приходской
церкви капеллу св. Онуфрия и капеллу св. Антония, ныне
испорченную сыростью. Исполнил он также несколько других
живописных работ, находившихся в Санта Джустина и в Сан
Маттео; они были уничтожены вместе с названными церквами
при укреплении города герцогом Козимо, когда как раз там,
под береговым устоем древнего моста, где возле названной
церкви Санта Джустина река подходила к городу, были найдены
прекраснейшие мраморные головы Аппия Слепого и его сына
с древней эпитафией, равным образом прекраснейшей, те,
что ныне находятся в хранилище названного синьора герцога.
По возвращении Джованни во Флоренцию, в то время когда
закончили выводить среднюю арку Понте Санта Тринита, он
в капелле, выстроенной на одном из быков и посвященной
святому Михаилу архангелу, написал внутри и снаружи много
фигур, и главным образом на всем наружном фасаде; капелла
эта вместе с мостом была снесена наводнением 1557 года.худ.
Д. дель Понте / Семь Достоинств Некоторые полагают, что
по этой работе, помимо того что о нем сказано вначале,
его и стали всегда называть впоследствии не иначе как
Джованни даль Понте. Он выполнил также в Пизе, в Сан Паоло
а Рипа д'Арно, в 1355 го-ду несколько историй фреской
в главной капелле за алтарем; ныне все они испорчены от
сырости и от времени. Равным образом принадлежит Джованни
и капелла Скали в Санта Тринита во Флоренции, а также
и другая капелла, что возле первой, и одна из историй
из жития св. Павла рядом с главной капеллой, там, где
гробница астролога мастера Паоло(3). В Санто Стефано у
Понте Веккио он расписал доску, а также выполнил друтие
живописные работы темперой и фреской во Флоренции и вне
ее, которые принесли ему большую известность. Друзьям
своим он угождал, однако, больше развлечениями, нежели
работами, и был другом людей ученых и в особенности тех,
которые, дабы достичь превосходства в своей профессии,
прилежно ее изучали, и хотя он и не стремился найти в
себе то, чего желал в других, он не уставал, однако, побуждать
других работать доблестно.
В конце концов, прожив пятьдесят девять лет, покинул Джованни
в немного дней, вследствие грудной болезни, жизнь свою,
в коей, если бы он в ней еще хотел бы ненадолго задержаться,
ему пришлось бы претерпеть много лишений, так как дома
у него едва осталось достаточно для того, чтобы соорудить
ему пристойную гробницу в Сан Стефано у Понте Веккио.
Работал он приблизительно около 1365 года. В нашей книге
рисунков разных древних и новых художников есть акварельный
рисунок руки Джованни, со святым Георгием на коне, убивающим
змия, и со скелетом, дающий представление о способе и
манере его рисунка.
ПРИМЕЧАНИЯ
Джованни даль
Понте родился в 1385 г. и умер после 1437 г. Вазари приписывает
работы этого флорентинского мастера переходного времени,
учившегося, по-видимому, У Спинелло Аретино, и испытавшего
влияние сначала Лоренцо Монако, а позднее Мазаччо, неизвестному
художнику XIV в., носившему имя Джованни и учившемуся
у Буффальмакко (кого имел в виду Вазари — не выяснено).
Главные работы исторического Джованни даль Понте (Джованни
ди Марко) — Фрески церкви Санта Тринита во Флоренции;
«Распятие» его работы хранится в Государственном Эрмитаже
в Санкт-Петербурге.
1 Каких-либо документальных сведений об учении Джованни
даль Понте у БуфФальмакко не сохранилось.
2 Фрески не
сохранились.
3 Фрески в
Санта Тринита частично сохранились.