Также и за Тибром он расписал в Санта Чечилиа собственноручно
почти всю церковь(3) и многое в церкви Сан Франческо аппрессо
Рипа. Затем в Сан Паоло фуор ди Рома он выполнил мозаичный
фасад и много историй из Ветхого завета для среднего нефа(4).
Работая над некоторыми фресками в капитуле первого монастырского
двора, он вложил туда столько тщательности, что от людей
понимающих заслужил имя превосходнейшего мастера, и вследствие
этого он приобрел такую благосклонность со стороны прелатов,
что ему была поручена внутренняя стена Сан Пьетро между
окнами, где в соответствии с окнами, которые в то время
там были, он изобразил в отличнейших фресках четырех евангелистов,
св. Петра и св. Павла исключительных размеров, а также порядочное
количество фигур в одном из нефов, а так как ему очень нравилась
греческая манера, он повсюду примешивал ее к манере Джотто.
Охотно придавая фигурам выпуклость, он, дабы добиться этого,
прилагал, как это известно, наибольшие человеческие усилия,
какие только мыслимы. Однако лучшие работы, выполненные
им в этом городе, находятся в упоминавшейся церкви Арачели,
что на Капитолии, где он написал фреской на своде главной
абсиды Богоматерь с младенцем на руках, окруженную солнечным
кругом, внизу же императора Октавиана, поклоняющегося Иисусу
Христу, которого ему показывает Тибуртинская сивилла; фигуры
этой работы, как сказано в других местах, сохранились значительно
лучше, чем остальные, ибо те, что расположены на сводах,
страдают от пыли значительно меньше написанных на стенах.
После этих работ Пьетро отправился в Тоскану, чтобы посмотреть
работы других учеников своего учителя Джотто и самого мастера,
и по этому случаю расписал в Сан Марко во Флоренции много
фигур, которых теперь не видно, ибо церковь выбелена, за
исключением Благовещения возле главных дверей церкви, ими
прикрытого(5). В церкви же Сан Базилио, что на Канто алла
Мачина, он выполнил на стене фреской другое Благовещение,
столь сходное с более ранним, написанным им в Сан Марко,
и с некоторыми другими, находящимися во Флоренции, что некоторые
с долей вероятия считают их выполненными рукой того же Пьетро;
и поистине большего сходства быть и не может. худ.П. Каваллини
/ Благовещение. (Мозаика)Среди фигур в названной церкви
Сан Марко во Флоренции был портрет папы Урбана V с головами
св. Петра и св. Павла, написанный с натуры; с этого портрета
его написал фра Джованни да Фьезоле(6) на доске, находящейся
в Сан Доменико во Фьезоле, было немалой удачей, ибо портрет,
находившийся в Сан Марко, вместе со многими другими фигурами
фресок церкви был, как упоминалось, забелен, когда монастырь
этот был отобран у монахов, которым он принадлежал раньше,
и передан братьям проповедникам, произведшим побелку невнимательно
и небрежно.
Заехав в Ассизи на обратном пути в Рим, и не только для
того, чтобы взглянуть на тамошние постройки и столь выдающиеся
творения своего учителя и некоторых его учеников, но и затем,
чтобы оставить там что-либо, выполненное собственноручно,
он написал фреской в нижней церкви Сан Франческо, а именно
в ветви средокрестия со стороны сакристии, Распятие Иисуса
Христа со всадниками, разнообразно вооруженными и во всяких
необычайных одеяниях разных чужеземных народностей(7). В
воздухе он изобразил несколько ангелов, парящих на крыльях
в разных положениях и горько плачущих; одни из них прижимают
руки к груди, другие скрестили их, иные же ломают руки,
выражая крайнюю скорбь, причиненную им смертью сына божия,
и все они от пояса, или, вернее, ниже пояса тают в воздухе.
В работе этой, отличной по колориту, свежему и живому, и
настолько превосходной в наложении штукатурки, что она кажется
сделанной в один день, я нашел герб Гвальтьери, герцога
Афинского; но, так как там нет ни даты, ни какой-либо иной
подписи, я не могу утверждать, что она была выполнена по
его заказу. Скажу лишь, что таково общее мнение, что она
выполнена рукой Пьетро, а кроме того, ее манера не может
быть более сходной с манерой Пьетро, к тому же можно предположить,
поскольку живописец жил в то время, когда в Италии был герцог
Гвальтьери, что она была выполнена Пьетро по заказу названного
герцога. Каждый может думать, что ему угодно, во всяком
же случае работа эта, будучи старой, заслуживает только
похвалы, а манера, не говоря об общем мнении, свидетельствует
о том, чьей рукой она выполнена.
Тот же Пьетро выполнил фреской в церкви Санта Мариа в Орвието,
где хранятся остатки святейшей пелены, несколько историй
из жизни Иисуса Христа и его погребения с большой тщательностью(8);
выполнил он это, как говорят, для мессера Бенедетто ди Буонконте
Мональдески, тогдашнего синьора и тирана города. Равным
образом некоторые утверждают, что Пьетро сделал несколько
скульптур и что они ему прекрасно удались, ибо он обладал
превосходнейшим талантом во всем, за что бы ни принимался,
а также что его рукой выполнено Распятие(9), находящееся
в большой церкви Сан Паоло фуор ди Рома, то самое, которое,
как говорят и чему следует верить, заговорило со святой
Бригиттой в 1370 году. Его же рукой были выполнены некоторые
другие вещи в той же манере, погибшие, когда была разрушена
старая церковь Сан Пьетро для постройки новой.
Был Пьетро во всех вещах весьма прилежен и всячески стремился
заслужить почести и приобрести славу в искусстве. Был он
не только добрым христианином, но и весьма благочестивым
и большим другом бедных, и за доброту свою был любим не
только в Риме, на своей родине, но и всеми, знавшими его
или же его произведения. В глубокой же старости он в конце
концов отдался с таким воодушевлением религии, ведя жизнь
примерную, что почитался почти что святым. И посему не приходится
удивляться тому, что не только названное Распятие, выполненное
его рукой, заговорило, как было сказано, со святой, но что
совершала и совершает неисчислимые чудеса выполненная им
Богоматерь(10), которую я лучше не назову, хотя она и весьма
знаменита во всей Италии и хотя я более чем уверен и по
манере живописи мне совершенно ясно, что она выполнена рукой
Пьетро, похвальнейшая жизнь коего и благочестие, обращенное
к Господу, достойны того, чтобы им подражал всякий. И посему
пусть не думает никто (ибо это почти невозможно, и опыт
постоянно это доказывает), что можно достигнуть высокого
почета без страха божьего и милости господней, а также без
добрых нравов.
Учеником Пьетро Каваллини был Джованни да Пистойя(11), выполнивший
на своей родине несколько работ, большого значения не имеющих.
Умер Пьетро в конце концов в Риме, в возрасте восьмидесяти
пяти лет от боли в боку, приключившейся от сырости при росписи
стены и от постоянной работы в одном положении. Работал
он около 1364 года(12). Погребен был в Сан Паоло фуор ди
Рома с почестями и со следующей эпитафией:
Quantum Romanae Petrus decus addidit Urbi
Pictura, tantum dat decus ipse polo.(13)
Изображения его, как я ни искал, найти не мог; потому его
и не помещаю.
ПРИМЕЧАНИЯ
Каваллини
— римский мастер, живший примерно в 1250—1330 гг. Главные
работы в Риме: мозаики в церкви Санта Мариа ин Трастевере
(1291) в Сан-Паоло и фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере
(открытые в 1899 г. и показавшие, что Каваллини был не учеником
и не последователем Джотто, а крупным самостоятельным мастером).
Другие атрибуции Вазари неверны — Каваллини не работал ни
в Ассизи, ни в Орвието. Работал в Неаполе для Карла Анжуйского.
1 О сотрудничестве Каваллини и Джотто достоверных данных
нет.
2
Мозаики в Санта Мариа ин Трастевере сохранились.
3
Работы в Санта Чечилиа сохранились частично.
4
Мозаики в Сан-Паоло частично сохранились.
5
«Благовещение» также не сохранилось.
6
Биографию фра Джованни да Фьезоле см. в части II «Жизнеописаний».
7
В Ассизи работ Каваллини нет. «Распятие» приписывается «Мастеру
св. ФранЦиска» (о нем см. примечание 14 к гл. «Жизнеописание
Джотто»).
8
Атрибуция Вазари неосновательна: при реставрации фресок
в Орвието была обнаружена подпись Уголино.
9
«Распятие» не сохранилось.
10
Вазари имеет в виду образ во флорентинской церкви Сантиссима
Аннунциата, приписывая его Каваллини безосновательно.
11
Джованни да Пистойя — живописец, работавший в Пистойе и
Пизе. Был ли он Учеником Каваллини — неизвестно.
12
В первом издании говорится, что Каваллини умер в 75 лет
в 1344 году.
13
«Насколько городу Риму Пьетро придал красы живописью, настолько
сам он небеса».
|