Упомянув о баптистерии Сан Джованни, не обойду, однако,
молчанием того, что сей древний храм весь, и снаружи и внутри,
отделан мрамором по-коринфски и что он не только во всех
своих частях и пропорциях соразмерен и доведен до совершенства,
но и превосходно украшен дверями и окнами с добавлением
на каждой стороне по две гранитные колонны по одиннадцать
локтей каждая, образующих по три проема, над которыми находятся
архитравы, положенные на названные колонны и несущие всю
махину двойного свода, заслуженно восхваляемого и современными
зодчими как произведение исключительное; и действительно,
именно в нем увидели все то хорошее, что крылось в этом
искусстве, и Филиппо ди сер Брунеллеско, и Донателло, и
другие мастера тех времен, которые научились искусству по
этому творению и по церкви Сант Апостоло во Флоренции, построенной
в настолько хорошей манере, что она обладает поистине античными
достоинствами, ибо, как было сказано выше, все колонны ее
состоят из кусков, вымеренных и сопряженных с такой тщательностью,
что можно многому научиться, рассматривая их во всех их
частях. Я умолчу, однако, о многом, что можно было бы сказать
о хорошей архитектуре этой церкви, и скажу только, что сильно
отклонились от этого образца и от этих хороших приемов,
когда облицовывали мрамором фасад церкви Сан Миньято суль
Монте за Флоренцией в честь обращения блаженного св. Иоанна
Гуальберта, флорентинского гражданина и основателя монашеской
конгрегации в Валломброзе, ибо эту, как и многие другие
работы, выполненные позднее, нельзя и сравнивать по добротности
с вышеназванными.
То же самое происходило и в области скульптуры, ибо все
произведения мастеров того времени, работавших в Италии,
были весьма грубыми, что можно видеть во многих местностях
и в особенности в Пистойе, в церкви Сан Бартоломео де'Каноничи
Реголари, где на кафедре, весьма неуклюже выполненной Гвидо
да Комо(2), изображено Рождество Христово со следующими
словами, высеченными самим художником в 1199 году:
Sculptor laudatur, qui doctus in arte probatur,
Guido de Como me cunctis carmine promo.(3)
Возвращаясь же к храму Сан Джованни, я не буду рассказывать
о его возникновении, описанном Джованни Виллани и другими
писателями, и,сказав уже, что с того именно времени и пошла
господствующая ныне хорошая архитектура, прибавлю, что купол,
судя по тому, что мы видим, был отделан позднее и что в
то время, когда Алессо Бальдовинетти после Липпо(4), флорентинского
живописца, исправлял эту мозаику, обнаружилось, что первоначально
там была роспись, выполненная красным по штукатурке. Андреа
же Тафи и Аполлоний грек сделали для мозаичных работ такие
деления купола, которые суживаются у фонаря, а затем постепенно
расширяются до уровня нижнего карниза, причем верхняя часть
делится на пояса с различными историями. В первом находятся
все служители и выполнители божественной воли, то есть ангелы,
архангелы, херувимы, серафимы, силы, престолы и господства.
Во втором ряду выполнены точно так же мозаикой в греческой
манере главные творения Господа от сотворения света до потопа.
В поясе, что под этими и расширяясь по всем восьми граням
купола, находятся все деяния Иосифа и его двенадцати братьев.
Ниже следуют многие другие поля того же размера, обходящие
подобным же образом кругом, и на которых также мозаикой
изображена жизнь Иисуса Христа от зачатия во чреве Марии
до вознесения на небеса, затем в том же порядке под этими
тремя фризами следует житие св. Иоанна Крестителя, начиная
с явления ангела священнику Захарии до усекновения главы
и погребения учениками. Все эти неуклюжие вещи, в которых
отсутствуют и рисунок и искусство и в которых нет ничего,
кроме греческой манеры того времени, я хвалю не прямо, а
лишь относительно, принимая во внимание и тогдашние приемы
работы, и тогдашнее несовершенство искусства живописи; в
остальном же работа добротная, и кусочки мозаики прекрасно
пригнаны. В общем завершение этой работы значительно лучше,
или же, говоря точнее, не такое плохое, как начало, хотя
в целом, при сравнении с современными вещами, все это вызывает
скорее смех, чем удовольствие или восхищение.
Наконец, Андреа выполнил, заслужив большую похвалу, уже
самостоятельно и без помощи Аполлония, на этом же куполе,
над главной капеллой, >Христа в семь локтей, которого
можно видеть и ныне. Благодаря этим тво-'рениям он стал
знаменитым во всей Италии, а на своей родине, будучи на
превосходном счету, заслужил много почестей и наград. И
поистине величайшим счастьем было для Андреа родиться в
такое время, когда его грубая работа получала высокую оценку
за то, что заслуживало оценки невысокой, скорее же не заслуживало
никакой. То же самое произошло и с фра Якопо да Туррита(5)
из ордена св. Франциска, ибо, выполнив мозаичные работы
в абсиде за алтарем названного Сан Джованни, несмотря на
то что они мало заслуживали похвалы, был вознагражден исключительно
высоко и затем в качестве превосходного мастера был приглашен
в Рим, где выполнил некоторые работы в капеллах главного
алтаря Сан Джованни Латерано и Санта Мариа Маджоре. Будучи
затем приглашен в Пизу, он выполнил в главной абсиде собора
в той же манере, как и другие свои вещи, но с помощью Андреа
Тафи и Гаддо Гадди, евангелистов и другие вещи, там находящиеся,
законченные позднее Вичино(6), потому что они остались не
полностью завершенными. Итак, работы зтих мастеров некоторое
время ценились, позднее же, когда, как будет сказано в своем
месте, творения Джотто были сопос-тавлены с произведениями
Андреа, Чимабуе и других, люди отчасти узнали совершенство
искусства, видя отличие первой манеры Чимабуе от манеры
Джотто в изображении фигур у того и у другого и от тех,
кто были их учениками и подражателями. А когда постепенно
и другие, отправляясь от этого начала, стали следовать по
стопам лучших мастеров, изо дня в день счастливо перегоняя
друг друга, то и искусства эти от того низкого состояния,
в коем они находились, поднялись, как это явственно видно,
до верши-ны своего совершенства.
Андреа жил восемьдесят один год и умер до Чимабуе в 1294
году. Он заслужил доброе имя и почести за мозаичное дело,
ибо первым его ввел и научил ему тосканцев в лучшей манере,
что и было причиной того, что Гаддо Гадди, Джотто и другие
выполняли затем в этой области превосходнейшие работы, обеспечившие
их именам вечную славу. Не обошлось и без то что после смерти
Андреа нашелся некто, прославивший его следующей надписью:
Андреа здесь лежит, он славой был Тосканы,
Работал на земле изящно и легко.
Он к звездам отошел теперь, в иные страны.
Учеником Андреа был Буонамико Буффальмакко(7), который смолоду
немало над ним подшучивал и который получил от него портрет
папы Целестина IV, миланца, и портрет Иннокентия IV; он
изобразил затем обоих на своих росписях в Пизе, в церкви
Сан Паоло а Рипа д'Арно. Его же учеником, а может быть,
и сыном был Антонио д'Андреа Тафи(8), который был толковым
живописцем, однако я не мог найти ни одной его собственноручной
работы; о нем упоминается лишь в старой книге сообщества
рисовальщиков.
Среди других старых мастеров Андреа Тафи заслуживает высокой
похвалы, ибо, несмотря на то что выучился он началам мозаичного
дела от тех, кого привез с собой из Венеции во Флоренцию,
тем не менее он вложил столько хорошего в это искусство,
пригоняя кусочки друг к другу с большой тщательностью и
добиваясь работы гладкой, как доска, а это в мозаичном деле
имеет величайшее значение, что направил на верный путь других,
а также и Джотто, в жизнеописании которого об этом и будет
сказано; да и не только Джотто, но и всех тех, кто занимался
этим видом живописи после него и до наших дней. Поэтому
можно безошибочно утверждать, что удивительные мозаичные
работы, выполняемые и ныне в Сан Марко в Венеции и в других
местностях, ведут свое первое начало от Андреа Тафи(9).
ПРИМЕЧАНИЯ
Андреа
Тафи жил во Флоренции после 1320 г. Единственная достоверная
работа - «Христос» во флорентинском баптистерии (мозаика).
1 Об Аполлонии ничего определенного не известно; есть предположения,
что к нему относится запись в одном документе 1297 г., где
упоминается «Аполлоний, живописец флорентинский».
2
О Гвидо да Комо ничего более не известно.
3
«Скульптор хвалимый, признанный в искусстве ученым, я, Гвидо
из Комо, стихом этим всем себя открываю».
4
Биографии Алессо Бальдовинетти и Филиппо Липпи см. ниже
в части «Жизнеописаний».
5
Якопо Туррита (Торрити) — римский художник и мозаичист,
работавший в конце XIII в. в Риме, в церквах Сан Джованни
Латерано и Санта Мариа Маджоре (мозаика абсид).
6
О Вичино см. ниже биографию Гаддо Гадди.
7
Утверждение Вазари сомнительно; биографию Буффальмакко см.
ниже.
8
О сыне Андреа Тафи Антонио никаких сведений не сохранилось
(кроме единственного документа от 1348 г., из которого явствует,
что он был живописцем).
9
Утверждение Вазари сильно преувеличено — мозаичные работы
выполнялись в Италии и до Тафи. |