Затем художник берет свинцовые белила и камедь и наносит
на грушу все света; когда же это сделано, гравер все их
вырезает железными инструментами по следам, оставленным
на доске. Эта доска употребляется в первую очередь, ибо
она передает света и фон, будучи намазанной масляной краской,
и эта краска остается повсюду, за исключением вырезанных
углублений, где остается белая бумага. Вторая же доска
передает тени; она совершенно ровная и вся сплошь покрыта
акварелью, за исключением тех мест, где теней быть не
должно и где дерево вырезано. А третья, изготовляемая
первой, это та, где сплошь вырезается все оконтуренное,
за исключением тех мест, где не проходит контур, проведенный
черным пером. Отпечатки производят под прессом три раза,
то есть по одному разу на каждую доску, но так, чтобы
они совпадали. И поистине это было прекраснейшим изобретением.
Мы видим, что все эти способы и хитроумнейшие искусства
ведут свое происхождение от рисунка, который по необходимости
стоит во главе их всех: если бы его не было, не было бы
ничего. И хотя все секреты и способы хороши, этот — наилучший,
ибо благодаря ему вновь обретается все утерянное и через
него трудное становится легким, что и можно усмотреть
при чтении жизнеописаний художников, кои при помощи природы
и науки посредством одного лишь рисунка создавали произведения
сверхчеловеческие. И, завершая таким образом введение
к трем искусствам, изложенное, может быть, более пространно,
чем предполагалось вначале, перехожу к «Жизнеописаниям»
(См. колонку "Живописцы" справа Г.С.)
|