Затем,
после того как гипс отшлифован и очищен, на чистом белке,
взболтанном в воде, замешивается армянская красная земля,
тончайшим образом растертая на воде, и в первый раз раствор
делается водянистым и, так сказать, жидким и прозрачным,
а во второй — несколько более густым. Работа покрывается
им по крайней мере три раза, пока вся целиком хорошенько
им не пропитается. Промыв последовательно чистой водой
и при помощи кисти все те места, где положена земля, на
них накладывается листовое золото, которое тотчас же и
пристает к мягкому слою. А пока все это еще не совсем
подсохло, золото полируется собольим или волчьим зубом,
пока не станет сверкающим и красивым.
Золотят еще и другим способом, именуемым способом протравы,
пригодным для материалов всякого рода: камня, дерева,
холста, всяких металлов, тканей и кожи, причем золото
не полируется так, как при первом способе. Эта протрава,
на которой держится золото, приготовляется из разных сохнущих
масляных красок и из кипяченого масла с лаком и накладывается
на дерево, предварительно дважды покрытое клеем. На полученную
таким образом протраву, когда она уже не совсем свежая,
а наполовину высохла, накладывают листы золота. При спешной
работе можно то же самое делать и с армянской землей,
если только она хорошего качества; но это скорее годится
для седел, арабесок и других украшений, чем для чего-либо
другого. Листочки толкутся также в стеклянной чашке с
прибавлением небольшого количества меда и камеди; это
пригодно для миниатюристов и тех многочисленных художников,
которые в своих картинах любят наносить кисточкой контуры
и тончайшие блики. Все это прекраснейшие секреты, которых
так много, что ими не так уж часто пользуются.
|