Позднее
в них был внесен порядок, и их стали очень красиво выводить
на фризах и филенках, причем лепные чередовались с живописными.
И эти работы были настолько распространены, что следы
от них сохранились и в Риме, и в любом месте, где раньше
жили римляне. И поистине, украшенные позолотой, резьбой
и лепниной, работы эти веселые и на глаз приятные. Выполняются
они четырьмя способами: во-первых, целиком из лепнины,
во-вторых, с лепным лишь орнаментом, истории же в простенках
и гротески на фризах пишутся красками, в-третьих, фигуры
частично лепятся, частично же пишутся белым и черным,
воспроизводя камеи и другие камни. Такого рода гротески
и лепнину мы видели и видим во многих работах, выполненных
современными художниками с величайшим изяществом и красотой
и украсивших наиболее примечательные постройки по всей
Италии, намного перегнав древних. В-четвертых, наконец,
работают по штукатурке акварелью, заполняя ею фон вокруг
светов и оттеняя его различными красками. Все эти виды
гротесков, хорошо противостоящие времени, сохранились
в древних образцах во многих местах, в Риме и в Поццуоло
близ Неаполя. Последний же вид может также отлично выполняться
корпусными красками по сырому, причем белый стук оставляется
фоном для этих работ, обладающих поистине большой привлекательностью;
с ними чередуются пейзажи, очень их оживляющие, а также
небольшие истории с цветными фигурками. Этими работами
ныне занимаются в Италии многие мастера, превосходно их
выполняющие.
|