Искусство это привез затем в Италию Антонелло да Мессина(8),
который провел много лет во Фландрии и, возвратившись
из-за гор, обосновался в Венеции и обучил ему нескольких
друзей. В числе их был Доменико Венециано, который впоследствии
завез это искусство во Флоренцию, где расписал маслом
капеллу Портинари в Санта Мариа Нуова. Там ему обучился
Андреа даль Кастаньо, преподавший его и другим мастерам,
благодаря которым искусство это распространялось и совершенствовалось
вплоть до Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Рафаэля
Урбинского, так что наконец оно достигло той красоты,
до которой художники наши благодаря названным поднялись.
Этот способ письма оживляет краски, и ничего большего
при нем не требуется, кроме прилежания, и любви, ибо масло
делает колорит более мягким, нежным и деликатным, дает
возможность легче, чем каким-либо другим способом, добиться
цельности и манеры, именуемой сфумато. А так как работают
сырыми красками, они легче смешиваются и объединяются
одна с другой. Одним словом, художники добиваются таким
образом в своих фигурах прекраснейшего изящества, живости
и смелости настолько, что фигуры эти часто кажутся выпуклыми
и как бы выступают из доски, особенно когда хороший рисунок
сочетается с изобретательностью и прекрасной манерой.
Для того же, чтобы применить этот способ, поступают так:
после того как для начала покрыли доску или картину гипсом
и отшлифовали, ее прокрывают очень жидким клеем четыре
или пять раз при помощи губки; затем растирают краски
на ореховом масле или на масле из льняного семени (правда,
орех лучше, ибо меньше дает желтизны), и краски, растертые
таким образом на этих маслах, которые служат для них темперой,
остается всего лишь накладывать кистью. Однако предварительно
следует приготовить смесь сохнущих красок, каковы свинцовые
белила, джаллолино и терра ди кампана, смешав их вместе
и добившись однородной корпусности и цвета; а когда клей
высохнет, эту смесь размазывают по доске, прихлопывая
ладонью, пока она не станет однородной и не покроет равномерно
всю доску; многие называют это импримитурой. Размазав
эту мастику или краску по всей доске, положи на нее картон,
сделанный тобою раньше с фигурами и композицией по твоему
усмотрению, под этот же картон положи другой, окрашенный
в черный цвет с одной стороны, а именно той, которая йриходится
на мастику. Затем маленькими гвоздиками прибивают оба
картона, берут острую палочку из железа, из слоновой кости
или из твердого дерева и прочерчивают контур на картоне
уверенно, так, чтобы не испортить картона; таким образом
на доске или картине прекрасно прочерчиваются все фигуры
и все, что есть на картоне, положенном на доску. Кто же
не желает заготовлять картоны, может рисовать белым портновским
мелом по мастике или же ивовым углем, ибо и тот и другой
легко стираются. И таким образом, мы видим, что художник,
после того как высохнет мастика, делает набросок, либо
переводя с картона, либо белым портновским мелом, и некоторые
называют это накладкой. И после того как художник покроет
всю картину, он с величайшей тщательностью начинает все
отделывать с самого начала, и тут-то и проявляются его
искусство и прилежание, необходимые, чтобы довести ее
до совершенства; так вот и пишут мастера свои картины
маслом на доске.
.
|