Необходимо также, чтобы рука была ловкой, решительной
и быстрой, но главное — твердое и определенное суждение,
ибо, пока стена сырая, краски показывают вещь не такой,
какой она будет, когда стена высохнет. И потому необходимо,
чтобы при работах над фресками у живописца гораздо большую
роль, чем рисунок, играло суждение и чтобы им руководил
опыт более чем величайший, ибо в высшей степени трудно
довести это до совершенства. Многие из наших художников
достигают больших успехов в других работах, а именно маслом
или темперой, в этих же терпят неудачу, ибо способ этот
поистине требует наибольшей мужественности, уверенности,
решительности и более прочен, чем все остальные, а то,
что сделано, — постоянно и становится все красивее и однороднее
в бесконечно большей степени, чем при других способах.
Этот способ воздухом очищается, воды не боится и во всех
случаях противостоит всяким потрясениям. Однако необходимо
остерегаться переписывать красками, содержащими мездровый
клей, желток и камедь или драгант, как это делают многие
живописцы, ибо, помимо того что нарушается естественный
ход высветления стены, краски, темнеющие от этой ретуши,
через короткое время становятся черными. И поэтому пусть
те, кто хотят работать на стене, работают мужественно
по сырому и не переписывают по сухому, ибо, помимо того
что это очень позорно, это укорачивает жизнь живописи,
как сказано в другом месте.
|