Леонардо да Винчи
Манускрипты
О ПОЛЁТЕ ПТИЦ
О ЗРЕНИИ, СВЕТЕ, ТЕПЛЕ И СОЛНЦЕ
О ПРИРОДЕ, О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
О СИЛЕ, ДВИЖЕНИИ, ВРЕМЕНИ И БЕСКОНЕЧНОМ
О ЗРЕНИИ И СВЕТЕ
О РАСПРОСТРАНЕНИИ ОБРАЗОВ
О ЗВЕЗДАХ
ВОДА И ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ
О ПОЛЕТЕ



леонардо да винчи  галерея библиотека каталог    

 

О полёте и машины для летания

Машины для полета

Искусственный полет был задачей, постоянно занимавшей воображение Леонардо: он работал над ее разрешением около двадцати пяти лет. Он подходил к ней, как и к другим своим задачам, руководствуясь определенным правилом, которое звучит как предпосылка ко всему, что он делал: "Хотя человеческая искусность способна многое изобрести... все же она никогда не создаст предмет более прекрасного, простого и правильного, чем создает природа, потому что в ее изобретениях нет ничего лишнего, ничего недостающего (ничего нельзя прибавить, ничего отнять)". К несчастью для Леонардо, секрет движущей силы навсегда остался скрыт для него, поэтому его кропотливые усилия по имитации полета птиц ни к чему не привели. В основном он сосредоточивался на конструировании машин, подобных той, что показана на следующей странице: в ней лежащий на спине человек должен был руками приводить в движение крылья. Иногда одержимость идеей доводила его до крайности: например, он нарисовал конструкцию машины с парным комплектом педалей и шарообразным корпусом (слева внизу). Однако некоторые из его разработок просто блестящи. Без сомнения, чрезвычайно удачен пирамидальный парашют, и вполне может быть, что именно Леонардо первым его изобрел.

V.U. внутр. обл., r. Leonardo da Vinci

Большая птица первый начнет полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания - вечной славой гнезду, где она родилась.

С горы, от большой птицы получившей имя, начнет полет знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой.

B. 81 v.

Перчатка из ткани в виде растопыренной руки, для плавания в море.

B. 74 v.

а - сгибает крыло, b - поворачивает его рычагом, с - опускает его, d - поднимает снизу вверх.

Летательная машина, так называемый «орникоптер» («птицелет»)

И управляющий этим снарядом человек держит ноги свои в fb [f и d]. Нога f опускает крылья, а нога d поднимает их. Ось m должна располагаться наклоном к вертикали, дабы крылья при" опускании двигались и к ногам человека, ибо это то, что движет птицу вперед.

V.U. 17 r.

Мехи, в которых человек, падая с высоты 6 локтей не причинит себе вреда, упадет ли на воду или на

землю; и мехи эти, связанные наподобие четок, подвязываются сзади.

V.U. 17 v.

Если падаешь с двойными мехами, которые держишь под задом, сделай так, чтобы ими удариться о землю.

V.U. 13 v.

Что касается переворачивания на бок на какое-нибудь ребро, надобно предотвратить его с самого начала, построив машину таким образом, чтобы при спуске защита оказалась предусмотренной; и это будет достигнуто путем помещения ее центра тяжести над центром тяжести ею поднимаемого груза, всегда по прямой линии и при довольно далеком расстоянии между одним центром и другим, т. е. у машины в 30 локтей ширины центры эти должны отстоять друг от друга на 4 локтя, и один, как сказано, должен находиться под другим, дабы при спуске часть наиболее тяжелая всегда руководила движением. Кроме того, если птица захочет упасть головой вниз, по наклону, который перевернул бы ее, то это не может случиться, поскольку часть более легкая оказалась бы под более тяжелой и легкое опустилось бы раньше тяжелого, - вещь при продолжительном спуске невозможная, как доказывается 4-й [главой] «Механических Элементов».

Леонардо да Винчи