В
произведении Доменико Венециано "Алтарь святой Лучии"
/1445 г./ картинное поле строится как архитектурное многоплановое
изображение. На первом плане аркада, на втором плане ниши,
за архитектурным строением деревья на фоне неба. Художник
последователен в перспективном построении архитектурного
обрамления, но в изображении людей он несколько от ступает
от правил перспективы. Фигура Мадонны, восседающая на некотором
удалении, равновелика фигурам святых, которые стоят на переднем
плане. Это сознательное нарушение создавало эффект, с помощью
которого фигуры Богоматери с младенцем как бы наплывают
на зрителя, тем самым акцентируя на них внимание.
* * *
В «Алтаре св. Лучии» (около 1445—48, Галерея Уффици, Флоренция)
показал себя мастером перспективы и пластичного построения
фигур. В отличие от др. художников Флоренции, Д. В. питал
активный интерес к колористическим задачам, используя цвет
для выражения эмоциональных оттенков; серебристый тон в
картинах Д. В. («Благовещение», Музей Фицуильяма, Кембридж)
объединяет цветовую гамму, создаёт ощущение света и воздуха.
Достижения Д. В. были развиты его учеником Пьеро делла Франческа.
Лит.:
Вodmer Н., Domenico Veneziano, Z., 1950.
Helmut
Wohl’s The Paintings of Domenico Veneziano, 1410-1461 (New
York: New York University Press, 1980).
Полное
имя Доменико ди Бартоломео да Венеция. Один из основателей
Флорентийской школы XV века.
О
его жизни известно очень малое. Даже Вазари было известно
очень не многое, поэтому его жизнеописание он заполнил сложными
теориями и анекдотами.
Самостоятельно
начал работать в 1432. В 1439 году приехал во Флоренцию,
где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого
перерыва.
Сохранились
две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно повреждённая
фреска «Дева и дитя на троне». (Национальная Галерея, Лондон.)
Вторая — часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно
называемая Магноли (1445—1447).
Первый
документ, относящийся к жизни Доменико Венециано — его письмо
адресованное Пьеро ди Медичи, написанное в апреле 1438 из
Перуджи. В Перудже художник работал в доме семьи Баглиони.
В 1439 он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла
Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта Мария
Нуова. В 1445 художник по неизвестной причине прекращает
работать. Позднее его фрески завершают Алессо Бальдовинетти
в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл
был уничтожен в XVIII веке.
Согласно
Вазари после завершения работы над алтарём Магноли в 1447,
художник отправляется в Марчез, где совместно с Пьеро делла
Франческа работает над фресками церкви Санта Мариа в Лорето.
Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марчез, и возвращается
во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.
Последняя
известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти,
позднее в церкви Санта Кроче. В 1566 году церковь перестроили,
а фреску перенесли со стены.
После
работы над фреской в Санта Кроче Доменико вместе с Анжелико
Фра и Липпи Фра Филиппо в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы
консультировать Бонфигли, который расписывал часовню Приора.
В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников.
Его
работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.
Нач.
деят. с 1438-1461. Итальянский живописец. Огромное влияние,
по всей вероятности, на его ранние работы оказали ДЖЕНТИЛЛЕ
ДЕ ФАБРИАНО и ПИЗАНЕЛЛО. В 1439 г. закончил цикл фресок
в С. Эдижио во Флоренции, его помощником в этом проекте
был Пьеро делла Франческа. Настоящим шедевром стала его
работа - алтарный образ Св.Луки, здесь уже есть элементы
раннего sacra conversazione, отличающегося пространственными
сложностями архитектурного обрамления и замечательной цветовой
композицией из розового, зеленого и белого оттенков, неуловимо
измененных тенями от насыщенного и рационального источника
света.
http://www.krotov.info/spravki/persons/15person/1460vene.html
|