Доменико Венециано.
Алтарь святой Лучии. Флоренция, Уффици. 1445 г.
  Выполненная для алтаря флорентийской церкви Санта-Лючия деи-Маньоли, эта картина является новым словом в живописи как из-за квадратной рамы, так и благодаря осветлению колорита, что стало отличительной особенностью обновленного стиля флорентийского изобразительного искусства.
  галерея библиотека каталог    

 


В произведении Доменико Венециано "Алтарь святой Лучии" /1445 г./ картинное поле строится как архитектурное многоплановое изображение. На первом плане аркада, на втором плане ниши, за архитектурным строением деревья на фоне неба. Художник последователен в перспективном построении архитектурного обрамления, но в изображении людей он несколько от ступает от правил перспективы. Фигура Мадонны, восседающая на некотором удалении, равновелика фигурам святых, которые стоят на переднем плане. Это сознательное нарушение создавало эффект, с помощью которого фигуры Богоматери с младенцем как бы наплывают на зрителя, тем самым акцентируя на них внимание.

* * *

В «Алтаре св. Лучии» (около 1445—48, Галерея Уффици, Флоренция) показал себя мастером перспективы и пластичного построения фигур. В отличие от др. художников Флоренции, Д. В. питал активный интерес к колористическим задачам, используя цвет для выражения эмоциональных оттенков; серебристый тон в картинах Д. В. («Благовещение», Музей Фицуильяма, Кембридж) объединяет цветовую гамму, создаёт ощущение света и воздуха. Достижения Д. В. были развиты его учеником Пьеро делла Франческа.

Лит.: Вodmer Н., Domenico Veneziano, Z., 1950.

Helmut Wohl’s The Paintings of Domenico Veneziano, 1410-1461 (New York: New York University Press, 1980).

Полное имя Доменико ди Бартоломео да Венеция. Один из основателей Флорентийской школы XV века.

О его жизни известно очень малое. Даже Вазари было известно очень не многое, поэтому его жизнеописание он заполнил сложными теориями и анекдотами.

Самостоятельно начал работать в 1432. В 1439 году приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва.

Сохранились две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне». (Национальная Галерея, Лондон.) Вторая — часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно называемая Магноли (1445—1447).

Первый документ, относящийся к жизни Доменико Венециано — его письмо адресованное Пьеро ди Медичи, написанное в апреле 1438 из Перуджи. В Перудже художник работал в доме семьи Баглиони. В 1439 он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта Мария Нуова. В 1445 художник по неизвестной причине прекращает работать. Позднее его фрески завершают Алессо Бальдовинетти в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл был уничтожен в XVIII веке.

Согласно Вазари после завершения работы над алтарём Магноли в 1447, художник отправляется в Марчез, где совместно с Пьеро делла Франческа работает над фресками церкви Санта Мариа в Лорето. Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марчез, и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.

Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта Кроче. В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.

После работы над фреской в Санта Кроче Доменико вместе с Анжелико Фра и Липпи Фра Филиппо в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфигли, который расписывал часовню Приора. В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников.

Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.

Нач. деят. с 1438-1461. Итальянский живописец. Огромное влияние, по всей вероятности, на его ранние работы оказали ДЖЕНТИЛЛЕ ДЕ ФАБРИАНО и ПИЗАНЕЛЛО. В 1439 г. закончил цикл фресок в С. Эдижио во Флоренции, его помощником в этом проекте был Пьеро делла Франческа. Настоящим шедевром стала его работа - алтарный образ Св.Луки, здесь уже есть элементы раннего sacra conversazione, отличающегося пространственными сложностями архитектурного обрамления и замечательной цветовой композицией из розового, зеленого и белого оттенков, неуловимо измененных тенями от насыщенного и рационального источника света.

http://www.krotov.info/spravki/persons/15person/1460vene.html