Паоло Учелло.
Портрет кондотьера Джона Хоквуда.
Фреска в соборе Санта Мария дель Фиоре. Флоренция. I486 г.
Вазари говорил, что Паоло Учело "нашел путь, способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, постепенно удаляясь, должны постепенно укорачиваться и уменьшаться, между тем как все это раньше получалось случайно." И хотя Учелло не был первооткрывателем, это не умаляет его значения как художника-перспективиста, он был один из первых ярых приверженцев этой методики.
  галерея библиотека каталог    

 



Первое датированное произведение Учелло, в котором отразилась его страсть к перспективе, конный портрет английского кондотьера Джона Хоквуда, находившегося на службе у флорентийской республики, прозванного Джованнк Акуто. Вазари так описывает картину: "Это произведение дочиталось раньше, да и теперь остается великолепнейшим образцом живописи такого рода, л если бы Паоло не изобразил лошадь поднимающей ноги с одной стороны, чего, естественно, лошадь не делает, ибо иначе она упала бы /.../, то творение это было бы совершенным во всех отношениях, ибо перспектива этой огромнейшей лошади превосходна."

Портрет написан в монохромной фресковой технике; он был задуман не как портрет живого человека, а как изображение статуй, Отсюда идет своеобразная двойственность в этом иллюзорном изображении. Конь кондотьера стоит на саркофаге, который в свою очередь возвышается на постаменте, поддерживаемом консолями. Для постамента и саркофага Учелло выдерживает точки зрения снизу вверх. В противоречии с перспективным сокращением постамента сама статуя Хоквуда развернута на плоскости так, как если бы мы видели ее не снизу, а находились бы прямо перед ней. Для зрителя ноги коня должны быть более скрыты за верхним краем постамента, однако изображение построено иначе. Это двойственность внешняя, но есть и иная, которая идет от столкновения двух противоречивых начал: плоского однотонного фона, любое изображение на котором могло восприниматься как символ абстрактной идеи, и перспективное выполнение постамента, что вносит индивидуалистический, случайный момент.
Еще одно стоит отметить: если продолжить линии постамента, то обнаруживается, что имеются две /если не больше/ точки схода. Учелло был перспективистом, он проповедовал идеальную систему перспективы, он был упоен ею и в тоже время он нарушает ее. Так что это? Влияние более ранних проторенессансных систем или выход из противоречий между зрительным восприятием и жесткими посылками линейной перспективы?

Основной предпосылкой появления линейной перспективы была передача на плоскости пространства большой глубины. Портрет кондотьера Хоквуда создавался как изображение малой глубины, законы которого не требовали последовательного применения строгой конструктивной системы с соблюдением ее во всех аспектах. Перспектива не стала еще каноном, той методикой построения, распространявшейся на изображение картин и малой глубины.