В этом цикле Уччелло воссоздает историю вооруженного столкновения
при Сан-Романо в 1432 г. флорентийцев во главе с Николо
да Толентино с жителями Сиены, которыми командовал Бернардино
делла Гарда, и их союзниками, руководимыми герцогом Миланским.
Флорентийцы одержали победу благодаря решительному наступлению,
предпринятому знаменитым кондотьером Котиньолой. Художник
помещает одного из кондотьеров в центре каждого эпизода.
Начало битвы изображено на картине, которая находится в
национальной галерее Лондона. Вступлению в битву Котиньолы
посвящена работа, хранящаяся в Лувре. В Уффици выставлена
картина, где представлен решающий момент, неожиданно изменивший
весь ход сражения: сиенский кондотьер Бернардино делла Гарда
только что выбит из седла. Эта работа - единственная, подписанная
художником.
.........................
Главное внимание сосредоточено на переднем плане. Содержание
битвы, как само по себе действие, уступает место захватившей
мастера страсти создания иллюзорного пространства. В "Битве
при Сан Романо" явно ощущается сценическая площадка,
столь знакомая по композициям художников треченто. Задний
план и передний существуют как бы сами по себе, они не связаны
единством и отгорожены друг от друга темной массой кустов.
Здесь используется интересный прием: отгороженные друг от
друга план: строятся каждые в отдельности по правилам линейной
перспективы.
На переднем плане хаос битвы, сцепление и противопоставление
темных и светлых пятен масс создает не только динамику действия,
но и иллюзию пространства. Битва происходит на светлой полосе
почвы переднего плана. Своеобразным методом Учелло формирует
пространство. Беспорядочно разбросанные обломки копий на
первый взгляд только беспорядочны - у мастера они становятся
направляющими линиями, которые сходятся в определенном месте.
Это схождение происходит не в одной точке, а в нескольких,
расположенных все же близко друг от друга, поэтому можно
говорить не о точке, а о "пятне" схода. Дальний
план, который существует как фон основного действия, как
самостоятельная часть, также строится ортогоналями перспективы:
линии дороги имеют общую точку схода. Двойственность построения
характерна для этого времени, и она пришла от предыдущей
эпохи. Учелло, несмотря на свой "перспективизм",
здесь не мог совершить объединение пространственных зон
в том виде, как его понимали художники Высокого Возрождения.
Учелло сознательно строит слитную массу тел людей и лошадей
на переднем плане, тем "самым маскируя свое бессилие
перед изображением среднего, плана. Он порой не мог еще
решить для себя как связать гармонично дальнее и переднее,
но в то же время он стремится, используя линейную систему,
ликвидировать это противоречие.
|