Более естественным становится изображение переднего плана,
но переход к дальним планам совершается все еще в виде пространственного
скачка. В "Рождестве" первый план - небольшой
участок, на котором помещается и соломенный навес, и старинные
развалины, группа музицирующих ангелов, коленопреклоненная
Мария перед младенцем. В левой части картины видно, что
пространство обрывается в долину. Первый и дальний планы
оказываются разомкнуты. Но художник столь мастерски оперирует
светом, что даже намек на пространственное противоречие
исчезает.
Почему же все-таки Пьеро делла Франческа, являясь большим
знатоком перспективы, так редко использует ее? Перспектива
в какой-то мере являлась отрицанием того внутреннего строя
картин, той художественной идеи, к которой стремился мастер.
В его картинах нет драматизма. Его искусство созерцательно,
даже бесстрастно, и вместе с тем эпично и величаво. Когда
Пьеро делла Франческа изображает пейзаж, то он воспринимается
в абсолютном покое, для него жизнь природы выражается прежде
всего в сиянии солнечного света. Перспектива уже в своей
формальной основе несет элемент движения. Она стягивает
все части пространства в один центр и устремляет все к нему
и тем самым создает динамику. Однако, редко используя перспективу
как средство построения архитектурной композиции, Пьеро
делла Франческа никогда, как уже говорилось, не отказывается
от изображения самого пространства и строит его другими
методами - прежде всего такими светотеневыми градациями,
которые подчеркивают пластическую основу предметов, объединяя
в одно зрительное единство. |