Антонелла да Мессина.
Святой Себастьян. Дрезден. Картинная галерея. 1475 г.
В картине создается достаточно большое поле, подчеркнутое сильными ракурсами архитектурных строений. Перспективные сокращения кажутся даже преувеличенными благодаря низкому горизонту. Острый контраст фигуры и архитектурного окружения делает фигуру казнимого одинокой. Перспектива, с одной стороны, организует пространство, с другой — она еще рождает движение и в этом она приобретает функцию, связанную со смысловой основой. Художественная идея заключалась не в показе страстей и мучений, а в создании величавого образа, возвышающегося над суетным миром. Здесь нет и капли надрыва - стрелы, впившиеся в тело, вообще не сразу замечаешь. Человек предстает в гордом величии духа.
  галерея библиотека каталог    

 


Одна из наиболее популярных картин художника "Святой Себастьян" /1475 г./ посвящена сюжету, который весьма часто использовался мастерами того времени. Святой поставлен на первом плане, его фигура величава и доминирует на плоскости, благодаря чему все пространственное построение увязывается с ней.

Попробуем представить как воспринимался бы образ, если бы не было в картине изображения архитектуры, благодаря которому возникают ракурсные линейные сокращения, а только пространство, разделенное низким горизонтом. Величие образа ocталось бы, но "фигура в этом случае застыла и была бы слишком тяжелой. Однако этого не чувствуется. Фигура полна легкости и внутреннего движения. Это во многом рождается линейной перспективой, которая уводит взгляд зрителя внутрь картины, причем вниз и вглубь, и таким образом фигура святого Себастьяна еще более вырастает и приближается к зрителю, наплывает прямо и вверх. Появляется то движение, которое оживляет картину; создается такой эффект, когда фигура Себастьяна, казалось бы, из-за низкого горизонта тяжело опиравшаяся на землю, не проявлявшая внешних признаков движения, вдруг стремится оторваться и вознестись. Здесь наблюдается своеобразная двойственность: прежде всего, зрительно ощущаем монументальный покой тела Себастьяна и в тоже время чувствуется внутреннее движение, придающее телу легкость и иллюзию вознесения. Эта двойственность, во многом созданная линеарной перспективной структурой, не разрушает гармоничную ясность произведения, но придает ему сложнейшие эмоциональные оттенки. Если сравнить перспективу "Благовещения" Кривелли и "Святого Себастьяна" Антонелло да Мессины, то видим, что функции ее несколько различны. Антонелло не использует точку схода линий как центр содержания картины, но все же линейная перспектива, правда, по-иному, помогает оформить содержание и творческую мысль мастера.

Художники, творившие в 50-80-ые годы, стремятся к "мягкому" соединению пространственных зон. Не всегда уже закрывается /фигурами, кустами или архитектурными строениями/ переход между первым и вторым планами, хотя пространственный скачек они еще не могут преодолеть. Теория перспективы Альберти и аналитические разработки других мастеров применяются прежде всего для построения первого плана, средний и дальний планы продолжают существовать как бы независимо ; друг от друга - это касается изображения открытого пространства; архитектурное поле, созданное с учетом перспективной системы, позволяло расширить целостную зону первого плана /"Благовещение" Кривелли, "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины/. Художники 50-80-ых годов более смело экспериментируют с перспективой, изобретая различные эффекты, которые должны "были отчасти снять противоречия переходов от одной зоны к другой: это, например, низкая точка зрения, когда почва как бы уходит вниз и вдаль; это так же "сфероидная" перспектива Мантеньи; это всевозможные обманные изображения, камуфлирующие места переходов.