Андреа Мантенья.
Святой Себастьян. Вена. Художественно-исторический Музей. 1470
Люди на его картинах кажутся существами, сделанными из камня и металла, если они движутся, то даже самые активные фигуры не вызывают ощущение жизни - это окаменевшая динамика. Иллюзорное пространство его картин, свиваемое жесткими лучами линейной перспективы, втягивает, всасывает в этот нереальный мир зрителя. Перспектива становится актом психологического воздействия. Мантенья заставлял зрителя стать как бы участником фантастического, нереального картинного мира, поразительно похожего и непохожего на действительность.
  галерея библиотека каталог    

 


В дальнейшем после первых теоретических осмыслений законов построения конструктивного, связного пространства происходило уже освоение линейной перспективы и как чисто практической методики и как средства художественного выражения. Далеко не сразу разрешались проблемы построения - эта техническая сторона особенно волновала мастеров первой половины и середины ХУ века, но и тогда акцент внимания постепенно переносился на эстетическую сторону методики, на осознание многообразия ее возможностей.

Почву, от которой должен отталкиваться в своей работе художник, люда Возрождения видели в природе, но следование природе было только частью его творческого процесса, его основная деятельность покоилась на воображении, и потому художник мог творить вопреки показаниям чувственного опыта. Воспринимаемая природа была материалом, в котором художник находил идеальное - огромную роль приобретало представление художника. Мастера второй половины ХУ века, преклоняясь перед возможностями зрительного восприятия, знали о субъективности зрения. Они чувствовали, что плоскость картины не может точно передавать образ внешнего мира. В теоретических основах перспективы /смотрит один и притом неподвижный глаз; изображение на плоскости должно считаться адекватной передачей зрительного образа/ была заложена условность, а перспектива являлась средством передачи не истинного зрительного образа мира, а некоего идеализированного образа. Перспектива, опираясь на строгие математические правила, объективировала зрительное восприятие, она рационалистически закрепляла воспринимаемый человеком мир, закрепляла объективность красоты и гармонии.