В
дальнейшем после первых теоретических осмыслений законов
построения конструктивного, связного пространства происходило
уже освоение линейной перспективы и как чисто практической
методики и как средства художественного выражения. Далеко
не сразу разрешались проблемы построения - эта техническая
сторона особенно волновала мастеров первой половины и середины
ХУ века, но и тогда акцент внимания постепенно переносился
на эстетическую сторону методики, на осознание многообразия
ее возможностей.
Почву, от которой должен отталкиваться в своей работе художник,
люда Возрождения видели в природе, но следование природе
было только частью его творческого процесса, его основная
деятельность покоилась на воображении, и потому художник
мог творить вопреки показаниям чувственного опыта. Воспринимаемая
природа была материалом, в котором художник находил идеальное
- огромную роль приобретало представление художника. Мастера
второй половины ХУ века, преклоняясь перед возможностями
зрительного восприятия, знали о субъективности зрения. Они
чувствовали, что плоскость картины не может точно передавать
образ внешнего мира. В теоретических основах перспективы
/смотрит один и притом неподвижный глаз; изображение на
плоскости должно считаться адекватной передачей зрительного
образа/ была заложена условность, а перспектива являлась
средством передачи не истинного зрительного образа мира,
а некоего идеализированного образа. Перспектива, опираясь
на строгие математические правила, объективировала зрительное
восприятие, она рационалистически закрепляла воспринимаемый
человеком мир, закрепляла объективность красоты и гармонии. |