В
"Распятии", которое было написано для пределы
алтаря церкви Сан Дзено /1460 г./, Мантенья формирует страшное
искривленное пространственное поле. На первом плане три
высоких распятия с осужденными, являющиеся композиционными
стержнями, строят четкий ритмический узор. Первый план -
не узкая площадка. На ней достаточно места, чтобы разместить
множество действующих лиц. Мантенья смело расставляет фигуры
не только вдоль плоскости, но уводит в глубину, постепенно
уменьшая. Несмотря на то, что постепенное уменьшение совершается
в пределах одной зоны, и далее следует "яма",
за которой видны маленькие фигурки следующей глубинной зоны,
- это существенный шаг в развитии картинного пространства.
Ближайший план представляет собой не плоскую твердь, а некий
выпуклый объем. Прямые лучи четкой ортогональной системы
изгибаются и эти изгибы очерчиваются линиями каменных плит.
Закругляющийся поворот дороги на втором плане вторит этому
движению, что создает ощущение единства различных зон. Энергетически
сильные спиралевидные пространственные развороты усиливают
эмоциональность произведения и в тоже время весьма наглядно
показывают один из вариантов пространственного изображения
в данные десятилетия.
Перспектива была средством не только строящим пространство
и приводящая все части к некоему гармоническому единству,
она также могла создавать и усиливать динамику и, следовательно,
драматизм события. Художники использовали иногда ее как
средство, выделяющее какой-то идейный и композиционный центр.
Перспектива была своего рода каркасом композиции, на котором
строилось и внешнее действие и сюжетная идея. Зачастую перспектива
определяла направление движения людей и жесты рук, наклоны
и повороты тел. Понимание перспективы как композиционного
фактора, ее композиционных целей дает возможность яснее
и глубже понять замысел картины. |