Андреа Мантенья.
Распятие. Алтарь церкви Сан Дзено.1460
Среди мастеров Возрождения, у которых перспектива становилась исключительно сильной художественной формой, выделялся Андреа Мантенья, чье творчество сыграло для Северной Италии ту же роль, что и творчество Мазаччо для Флоренции. Для искусства Северной Италии, и в частности для, падуанской школы, было характерно почитание натуры, но не в смысле интереса к психологии человека - в этом плане флорентийская школ достигла большего, а в смысле изображения внешних конкретных черт реальности. Они сильнее, чем флорентийцы, стремились к оптической иллюзии, но в тоже время оптическая реальность была настолько сильна, что как ни странно, обращалась в свою противоположность - неправдоподобность, фантастичность пространства.
  галерея библиотека каталог    

 


В "Распятии", которое было написано для пределы алтаря церкви Сан Дзено /1460 г./, Мантенья формирует страшное искривленное пространственное поле. На первом плане три высоких распятия с осужденными, являющиеся композиционными стержнями, строят четкий ритмический узор. Первый план - не узкая площадка. На ней достаточно места, чтобы разместить множество действующих лиц. Мантенья смело расставляет фигуры не только вдоль плоскости, но уводит в глубину, постепенно уменьшая. Несмотря на то, что постепенное уменьшение совершается в пределах одной зоны, и далее следует "яма", за которой видны маленькие фигурки следующей глубинной зоны, - это существенный шаг в развитии картинного пространства. Ближайший план представляет собой не плоскую твердь, а некий выпуклый объем. Прямые лучи четкой ортогональной системы изгибаются и эти изгибы очерчиваются линиями каменных плит. Закругляющийся поворот дороги на втором плане вторит этому движению, что создает ощущение единства различных зон. Энергетически сильные спиралевидные пространственные развороты усиливают эмоциональность произведения и в тоже время весьма наглядно показывают один из вариантов пространственного изображения в данные десятилетия.

Перспектива была средством не только строящим пространство и приводящая все части к некоему гармоническому единству, она также могла создавать и усиливать динамику и, следовательно, драматизм события. Художники использовали иногда ее как средство, выделяющее какой-то идейный и композиционный центр. Перспектива была своего рода каркасом композиции, на котором строилось и внешнее действие и сюжетная идея. Зачастую перспектива определяла направление движения людей и жесты рук, наклоны и повороты тел. Понимание перспективы как композиционного фактора, ее композиционных целей дает возможность яснее и глубже понять замысел картины.