Известная картина Мантеньи "Мертвый Христос" /1474
г./ слижут примером таких трансформаций. Перспектива здесь
становится структурой, которая создает напряжение и динамичный
эффект, она используется как средство духовного выражения.
И.Данилова говорит о перспективе в этой картине как о страшном
эксперименте: "Перспектива выполняет роль жестокой
бесчеловечной машины." Никто до Мантеньи не показывал
Христа в таком необычном ракурсе: мертвое тело занимает
основное центральное пространство, расположенное к зрителю
ногами. Точка зрения линий каменного ложа находится над
головой, Христа. Эти линии подчеркивают устойчивость, несдвигаемость
и симметричность композиции. Мы наблюдаем странное противоречие,
которое талантливо использовал художник для усиления драматизма
картины. Сходящиеся линии ложа создают устойчивую композицию,
в основе которой лежит треугольник, являющийся' выражением
покоя, но в тоже время пространство, построенное по законам
линейной перспективы, неоднородно, оно сгущается в глубине
и выявляет активное движение. Происходит столкновение двух
начал - покоя и движения. Этот конфликт в построении, перенесенный
Мантеньей на изображение драматической сцены, становился
весьма существенным фактором художественного воздействия.
Обратим внимание еще на один момент: ступни мертвого явно
уменьшены, а голова, по сравнению с ними, увеличена. Первоначально
это не бросается в глаза, так взгляд зрителя естественно
концентрируется на лице Христа, но при дальнейшем рассматривании
нарушения все очевидней. Оно не было случайным или проявлением
незнания, неумения - подобное построение продиктовано логикой
художественного изображения. Если бы Мантенья передал реальное
зрительное соотношение между ступнями ног и головой, то
основное место в картине заняли бы ступни ног, что мешало
бы восприятию главного художественного центра - головы Христа.
Этот пример показывает, что перспектива была для художников
итальянского Возрождения меньше всего сухой методикой построения
рационального пространства, но была способом выражения художественных
задач.
|