Андреа Мантенья.
Святого Иакова ведут на казнь. Фреска капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе. 1440-1450 г.
В погибшей фреске "Святого Иакова ведут на казнь"/1450/ в капелле Оветари в церкви Эремитани в Падуе мы сталкиваемся с интересным перспективным построением. Точка зрения взята необычно низко - такое ощущение, что зритель наблюдает сцену, находясь словно в яме, то есть ниже уровня земли. Этот прием позволял усилить пространственный эффект движения вглубь картины.
  галерея библиотека каталог    

 



Архитектурный мотив античная арка, выписанная величайшей дотошностью, городские здания - дает возможность изобразить сильные перспективные сокращения, создать совокупность линий, ведущих к одному центру. Все это и превращает картину в психологическую воронку, невольно увлекает внутрь. Мантенья не акцентирует внимание на фигуре Иакова, главного действующего лица, сцена благославления им палача не сразу бросается в глаза. Да и не в атом изображении сюжета смысл картины. Художник берет из евангельской истории идею неотвратимости совершающегося события - идею фатальности, и все в этом изображении неумолимо увлекает внутрь. Перспективное пространство становится художественным намеком на казнь Иакова. Казнь еще не произошла, она должна совершиться и картина наполнена ожиданием этой казни, все в предощущении готовящейся драмы. Художник не обладает большим мастерством в передаче людских эмоций, он воздействует сложным пространственным построением, то есть тем, что, казалось, должно служить только местом для развертывания действия, но которое становится у Мантеньи самим актом художественного влияния.
Вазари, описывая цикл картин "Триумф Цезаря", где. уровень почвы, на котором стоят фигуры, выше точки зрения зрителя, отмечал верное перспективное построение, и делал отсюда вывод:" Явствует, что в те времена эти доблестные мужи хитроумно исследовали истинные свойства природных вещей и с великим прилежанием им подражали." Вазари подмечал еще тогда в ХУ1 веке, что художники Возрождения подражали не всему, что видит глаз, а избирательно, они подражали свойствам природных вещей, определенным закономерностям, которые необходимо было вычленить из природного многообразия. Художественное произведение являлось для них нечто более прекрасным, чем действительность. Вазари писал о Мантенье, что "Андрее всегда придерживался того мнения, что хорошие античные статуи более совершенны и обладают более прекрасными частями, чем мы видим в природе."