Архитектурный мотив античная арка, выписанная величайшей
дотошностью, городские здания - дает возможность изобразить
сильные перспективные сокращения, создать совокупность линий,
ведущих к одному центру. Все это и превращает картину в
психологическую воронку, невольно увлекает внутрь. Мантенья
не акцентирует внимание на фигуре Иакова, главного действующего
лица, сцена благославления им палача не сразу бросается
в глаза. Да и не в атом изображении сюжета смысл картины.
Художник берет из евангельской истории идею неотвратимости
совершающегося события - идею фатальности, и все в этом
изображении неумолимо увлекает внутрь. Перспективное пространство
становится художественным намеком на казнь Иакова. Казнь
еще не произошла, она должна совершиться и картина наполнена
ожиданием этой казни, все в предощущении готовящейся драмы.
Художник не обладает большим мастерством в передаче людских
эмоций, он воздействует сложным пространственным построением,
то есть тем, что, казалось, должно служить только местом
для развертывания действия, но которое становится у Мантеньи
самим актом художественного влияния.
Вазари, описывая цикл картин "Триумф Цезаря",
где. уровень почвы, на котором стоят фигуры, выше точки
зрения зрителя, отмечал верное перспективное построение,
и делал отсюда вывод:" Явствует, что в те времена эти
доблестные мужи хитроумно исследовали истинные свойства
природных вещей и с великим прилежанием им подражали."
Вазари подмечал еще тогда в ХУ1 веке, что художники Возрождения
подражали не всему, что видит глаз, а избирательно, они
подражали свойствам природных вещей, определенным закономерностям,
которые необходимо было вычленить из природного многообразия.
Художественное произведение являлось для них нечто более
прекрасным, чем действительность. Вазари писал о Мантенье,
что "Андрее всегда придерживался того мнения, что хорошие
античные статуи более совершенны и обладают более прекрасными
частями, чем мы видим в природе."
|