Леонардо да Винчи.
Тайная вечеря. Роспись в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. 1495-1497.гг.
В 1497 году Леонардо заканчивает "Тайную вечерю", написанную по заказу доминиканских монахов в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане. Леонардо избирает, как и многие художники треченто и кватроченто, самый драматический момент повествования, когда Христос произносит: "Один из вас предаст меня". В композиции он отступает от традиционной иконографический схемы, при этом создает столь гармоничное художественное построение, что рядом с леонардовской любая другая композиция кажется надуманной.
  галерея библиотека каталог    

 


Вместо пышного, богатого зала произведений середины кватроченто Леонардо строит на плоскости скромную комнату, которая составляет незаметный естественный фон для главного действия, для того, чтобы еще более выделить это действие Леонардо отказывается от изображения полного пространства комнаты, он срезает его сверху и с боков, показывая только ее заднюю часть. Благодаря этому фигуры не создают ощущение тесноты. Леонардо в построении придерживается, так называемого принципа "полярной симметрии". В основу колористической композиции положен контраст красного и синего, теплого и холодного, светлого и темного. Тот же принцип приведен и в групповом сочетании фигур. Апостолы симметрично распределены на четыре группы по три человека в каждой. Эта симметрия подчеркнута тем, что обе внутренние группы между собой сближаются, а обе внешние расходятся. Контрасты цвета и линий, выделение главного пятна, предмета, фигуры и контрасты между фигурами - все это конструктивные связи, которые выстраивают целое, но композиция фрески это также и смысловая целостность. Симметричный жест раскинутых рук Христа - жест драматического обращения - связывает воедино левые и правые группы апостолов. За видимой композиционной свободой кроется скованность и даже некоторая хрупкость, поскольку при малейшем изменении положения хотя бы одной фигуры вся эта • тончайшая пространственная конструкция рассыпается. Вся ком позиция, иначе говоря, находится на неуловимой грани совершенства, на своеобразном лезвии бритвы. Все тут размерено и вычислено. Христос занимает геометрически точное центральное положение и является логическим центром произведения - все перспективные линии сходятся к его голове. Здесь линейная перспектива становится фактором выделения основного действующего лица. В настоящем виде произведения фигуру Христа выделяет еще светлый фон окна. Б.Р.Виппер писал: "Для того, чтобы еще более выделить господствующее положение Христа, Леонардо пометает его темный силуэт на светлом фоне окна и отделяет его от других, тесно сомкнутых, фигур цезурами свободного пространства." Об этом говорил и М.Дворжак: "Доминантное положение фигуры Спасителя подчеркивается еще зияниями между нею и группами апостолов; изображенное позади Христа окно с видом на ландшафт обрамляет фигуру подобием светового ореола." Ц.Г.Нессельштраус также замечает: "Чтобы еще более акцентировать эту фигуру, Леонардо поместил ее на фоне среднего самого большого проема задней стены." Обобщая эти слова можно было бы подумать, что роль окон в композиции весьма существенна, однако недавние реставрационные работы над эти произведением показали, что эти окна являются позднейшими добавлениями; в первоначальном виде у Леонардо вместо них были выписаны гобелены. Естественно, эти гобелены не могли быть такими светлыми пятнами - и потому действие их как фактора выделения было гораздо меньшим. В этом случае вырастало значение линейной перспективы, предстающей в своей еще большей композиционной необходимости.

Перспектива в "Тайной вечере" не только акцентирует внимание на главном, она еще связывает иллюзорное изображение с внешним миром. Художник учитывал положение зрителя, учитывал характер интерьера трапезной. Здесь открывается важный момент перспективы - она связывает реальное пространство зрителя и пространство изображенное. Стоит привести слова Э.Пановского: "Она /перспектива, -А.К./ создает дистанцию между человеком и вещью, но она же снимает эту дистанцию, поскольку в известной мере включает в зрение человека предстоящий перед ним в самостоятельном существовании вещный мир."
Перспектива в этом произведении Леонардо является костяком пространственного строя, но так как пространство служит обрамлением для динамичного действия и связано с этим действием, то можно сказать, что перспектива оформляет и фигурную композицию. Оно помогает удерживать действие на тонкой грани гармонического равновесия. Главный тематический персонаж - Христос, его образ тих и отрешен. Построение фигуры вписывается в устойчивую геометрическую композицию - в равнобедренный треугольник. Если продолжить боковые стороны этого треугольника, то они почти сольются со сходящимися боковыми линиями потолка. Налицо связь между построением фигуры и перспективы, и эта связь, действует не явно, усиливая величавый покой Христа. Перспектива у Леонардо не самоцель как это было, например, в творчестве Учелло, она только одно из средств для достижения возвышенной идеи красоты. Линии указывают на главное действующее лицо - подобный прием, как мы' видели, весьма часто применялся итальянскими художниками этого времени, но если у многих мастеров этот прием был слишком нарочитым, то у Леонардо он обладает такой силой, что превращается из формального фактора в фактор более сложного эстетического воздействия. Благодаря перспективе событие, изображенное в "Тайной вечере", становится непосредственным переживанием зрителя. Сверхъестественное превращалось в реальное, оно приближалось к сознанию зрителя, и тем самым зритель поднимался и приобщался к духовной красоте, сотворенного человеческими руками произведения.