Пространство картин итальянского Ренессанса чаще всего представляется
искусствоведами как некий искусственный ящик, у которого
отсутствует передняя стенка - и через прозрачную грань зритель
наблюдает то или иное четко выверенное "построение.
Внутри этого ящика ставятся предметы, дома, рассаживаются
деревья, заполняются фигурками людей, все здесь, казалось,
подвластно воле и мысли мастера. Строгая система перспективы,
математически выверяемая композиция, ясные правила цветостроения
должны были бы строить идеальную модель мира, где человек
Возрождения мог бы ощущать свое величие и богоподобие. Но
потерялось из виду нечто важное: картинное пространство
отнюдь не является инертным, в нем чувствуется упругое колыхание,
пульсация. Оно нечто столь же живое и подвижное, как и пространство
окружающего мира. Понятно, что изображаемое иллюзорное поле
не есть самодвижущаяся реальность, оно отражает глубинные
процессы сознания, процессы культуры данного общества, очень
чутко реагируя на их изменения. Дискретность пространственных
планов шла от определенной дискретности понятий в воззрениях
людей Возрождения
на окружающее бытие. Изменения художественных принципов
не посредственно зависели от изменения эстетического сознания.
Должны были произойти глубокие внутренние сдвиги в понимании
роли и места человека в этом мире, должны были сместиться
теологические акценты, чтобы возникло ощущение целостности
природной среды.
|