Карло Кривелли.
Благовещение.

Лондон. Национальная галерея. I486 г.
В живописи Карло Кривелли сочетаются самые противоположные моменты: византийская орнаментальность, экспрессивность готики, холодная каменность падуанской школы. Наибольшего расцвета живопись Кривелли достигает в 80-ых годах, к этому времени относится "Благовещение" лондонской национальной галереи. Картина поражает с первого взгляда множеством мелких деталей, которые заставляют вначале даже забыть о главном, настолько поразительна оптическая иллюзия этих вещей.
  галерея библиотека каталог    

 


Карло Кривелли. Благовещение. Лондон. Национальная галерея. I486 г.


Для Кривелли каждая вещь, однако, помимо своей пластической ценности несет в себе и некий смысл, символ. Символична каждая деталь, например, белая лилия в руках Гавриила означает непорочную чистоту Марии, яблоко - тайну грехопадения, преодолеваемого через Благовещение. Каждый предмет выписан до иллюзорности, и эта иллюзорность выступает не только как средство передачи красоты, но и как средство, путем которого теологический смысл символа предмета овеществляется до предела, превращаясь из абстрактности в конкретно ощутимую данность.

Какова роль перспективы в этой картине? Архитектура здания построена в соответствии с законами линейной перспективы: все линии направляются к центральной точке. Сведение линий в одном месте помогает здесь связать дробность первичного впечатления от множества деталей. Но это только один момент - другой же состоит в том, что перспектива выступает как фактор, помогающий выделить главную идеи. Роль перспективы в этой картине сродни тому приему, когда символ предмета раскрывается через иллюзорную выписанность у перспектива овеществляет теологический смысл. Центром схода линий является • окно с решеткой на заднем плане. Кривелли хочет выделить это место в картине и в тоже время связать его с окном кельи Марии, также закрытое решеткой. Согласно евангельскому повествованию /Лука I, 26-38/ архангел Гавриил, посланный богом к деве Марии в галилейский город Назарет, сообщает ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий. "Дева Мария как "новая Ева" искупает грех "первой Евы", начиная путь к утраченной жизни в единении с богом; поэтому Благовещение есть /.../ суммирующее предвосхищение спасения людей." Идея картины "Благовещение" Кривелли состоит в этом "предвосхищении спасения людей", и когда спадут решетки, люди найдут свое "царство божие", свое возрождение.

Для Кривелли главное - раскрытие сюжета "Благовещения" не как действия, а как идеи. И выделить эту идею помогает линейная перспектива, она направляет взгляд зрителя к действительному смысловому центру картины - небольшому окну, закрытому решеткой, намекая на то, что там за этой решеткой человек найдет свое очищение и духовное возрождение.