Филиппо
Липпи родился во Флоренции ок. 1406. В 1421 принял монашеский
сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе
(1434) – не сохранилась. Наиболее ранним из дошедших до
нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии,
написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). Спустя год он
все еще продолжал работать над начатым в 1437 Алтарем Барбадори
для церкви Санто Спирито, который в настоящее время находится
в Лувре. В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ
Флоренции.
К
1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция,
галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской
церкви Сант Амброджо. Когда он начал работу над фресками
в хоре собора в Прато (1452–1464), его тондо Мадонна (Флоренция,
галерея Питти) еще не было закончено. В 1455 Филиппо Липпи
был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато,
он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Бути, которая родила
ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже,
после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция
обвенчались.
Несмотря
на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством
семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей
своей творческой жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ
Св. Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара
неаполитанскому королю. В 1466 ему поручили украсить фресками
апсиду собора в Сполето, эта работа была завершена уже после
смерти мастера его помощником фра Диаманте. Испытав в начальный
период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо
стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма.
Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным,
он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо)
и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469. |