Каваллини
"Страшный суд"
в церкви Санта Чечилия ин Трастевере в Риме /1293 г./
Во фреске Каваллини "Страшный суд" фигуры написаны на темном фоне - он помогает обозначить объем, сделать изображение более выпуклым. Пространство строится не перспективными сокращениями или ракурсами тел: пространство Каваллини телесно. На смену дробной плоскостной трактовки складок одеяний святых приходит объемная моделировка формы. Если у Чимабуэ складки еще понимались лишь как смысловое обозначение одежды, то во фреске Каваллини не только обозначают положение тела на плоскости, но уже предполагают телесную основу, форма тел приобрела рельефность, весомость, благодаря чему святые не витают- в воздухе, а прочно, даже немного грузно, покоятся на сидениях.
  галерея библиотека каталог    

 


Объемная моделировка требовала некоторой картинной глубины; Каваллини не изображает пространство, но объем намекает на него. Как и в античном искусстве, пространство существует здесь за счет расположения в нем фигур, предметов, при этом целиком от них зависит. Безусловно, критерием построения фигур, для Каваллини еще являются не закономерности реального мира, а образцы античных произведений - идеал, в следовании которому, казалось, можно было найти истину. И все же нельзя говорить, что Античность явилась побудительной причиной изменений в трактовке формы и пространства. Античность была ценна тем, что могла подсказать мастерам пути разрешения определенных проблем, позволяла взять - в "готовом виде" цитаты из античных памятников. Истинной причиной стала исподволь, еще, может, не осознаваемая до конца художниками этого времени, зарождавшаяся тенденция заполнения пространственных оболочек вполне ощутимой энергетической массой.