Объемная
моделировка требовала некоторой картинной глубины; Каваллини
не изображает пространство, но объем намекает на него. Как
и в античном искусстве, пространство существует здесь за
счет расположения в нем фигур, предметов, при этом целиком
от них зависит. Безусловно, критерием построения фигур,
для Каваллини еще являются не закономерности реального мира,
а образцы античных произведений - идеал, в следовании которому,
казалось, можно было найти истину. И все же нельзя говорить,
что Античность явилась побудительной причиной изменений
в трактовке формы и пространства. Античность была ценна
тем, что могла подсказать мастерам пути разрешения определенных
проблем, позволяла взять - в "готовом виде" цитаты
из античных памятников. Истинной причиной стала исподволь,
еще, может, не осознаваемая до конца художниками этого времени,
зарождавшаяся тенденция заполнения пространственных оболочек
вполне ощутимой энергетической массой.
|