Само
авангардное положение Джотто среди мастеров того времени
было связано не только с его особой личной одаренностью,
но и с коренными закономерностями художественного процесса.
Творчество великого флорентийца явилось свидетельством тех
огромных возможностей, которые открывались перед живописью,
отныне вышедшей среди других видов искусства на первый план
и сохранившей свою ведущую роль на всех этапах ренессансной
культуры Италии. Поэтому в первую очередь именно творения
Джотто знаменуют собой начало решительного перелома от художественных
систем средневековья к творческому восприятию человека нового
времени. Мы становимся свидетелями смелого отхода художника
от незыблемого авторитета культовой догматики, от преобладания
отвлеченной духовности в содержании образов и элементов
канонической скованности в их изобразительном языке к принципиально
новым творческим установкам. В основу последних положено
признание реальности мира и возможности передачи высоких
этических идей, исходя из реальных человеческих чувств и
действий. Поскольку джоттовское искусство означает рубеж
между двумя типами художественного мировоззрения, оказавших
свое воздействие на исторические периоды огромной протяженности,
реформы Джотто представляют собой один из решающих пунктов
в мировой истории искусств.
Современников
Джотто поражала в первую очередь конкретность его художественного
языка, составлявшая столь очевидный контраст к созданиям
средневекового искусства. Чувство реальности у Джотто проявилось
в двух главных аспектах—в воплощении человеческих образов
и в показе арены их действия, той среды, где они пребывают.
Освободившись в значительной мере от элементов средневековой
отвлеченности, человек у Джотто обрел признаки действительного
бытия — осязаемую весомость своего физического облика и
реальность живого переживания. Правда, и то и другое качество
воплощены у Джотто еще в элементарно общей, недифференцированной
форме, но важно то, что художник сделал первый решающий
шаг к искусству нового типа. Что касается показа среды,
в которой действуют его герои, то вместо чисто знаковых
или сугубо условных изображений ее в средневековом искусстве
Джотто ввел в живопись — пусть еще в самой первоначальной
форме — ощущение реального пространства и реального предмета,
приведя эти факторы в соответствие с тем решительным внешним
и внутренним обновлением, которое нашли в его искусстве
человеческие образы.
У
Данте чертой нового является в «Божественной комедии» и
то, что наставником Данте и его руководителем в путешествии
по загробному миру оказывается не кто-нибудь из святых,
а древнеримский поэт Вергилий. Правда, одно из его поэтических
высказываний трактовалось в средние века как предвестие
грядущего пришествия Христа, но все же в глазах церкви он
оставался язычником. Но для Данте имело главное значение
то, что Вергилий — великий поэт, к тому же прославлявший
в своей «Энеиде» римскую империю. К поэтам и мыслителям
древнего мира Данте вообще относился с великим почтением.
Как язычников он обязан был поместить их в ад, но он создал
для них особый круг, где они не подвергались никаким мучениям.
Это уважение, оказанное им,— предвестие нового отношения
к античности, возникшего в эпоху Возрождения.
Отход
Данте от средневековья более всего сказался в том, какое
место занимает в поэме его личность. В поэме много аллегорических
элементов. Одним из главных является аллегория духовных
странствий человека, его искание смысла и цели жизни. В
этом и состоит смысл загробного странствия поэта. Он возлагает
на себя задачу непомерную, такую, какая под силу только
божеству и какую христианское средневековье приписывало
Иисусу. Данте проходит весь путь земных испытаний, чтобы
обрести божественную истину. Эту последнюю он — не менее
кощунственно — воплощает в образе своей возлюбленной Беатриче.
Но если она здесь в поэме еще более бесплотное и возвышенное
существо, чем в „Новой жизни", то Данте — вполне земной
человек, открывающий нам свои привязанности, мечты, страсти,
предубеждения, пристрастия, любовь и ненависть. Весь он,
вдумчивый и яростный, тонко чувствующий и нетерпимый, трогательный
и гневный, возникает перед нами — первый титанический и
многосторонний характер в мировой литературе, сложный и
противоречивый, обладающий огромной духовной энергией и
интеллектом гения. И хотя размещение людей в потустороннем
мире объясняется якобы как результат божественного правосудия,
от нас, не укрывается то, что не Бог, а сам он, Данте, творит
суд над прошлым и современностью, над всей историей, над
человечеством.
Так
же смелые искания Джотто идут во многих направлениях. Во-первых,
он решительно отбрасывает условную плоскостность романской
и византийской живописи.
Его
фигуры объемны, они четко вылеплены светотенью. Для этих
пластически осязаемых фигур живописец создает пространство,
в котором они могут пребывать и двигаться. Хотя это пространство
построено не по правилам оптической перспективы, Джотто
интуитивно схватывает впечатление глубины и трехмерности.
Художник обычно отказывается от золотого фона. Его герои
находятся в пейзажном или интерьерном окружении, наделенном
определенной мерой реальности. При всем этом Джотто чрезвычайно
лаконичен и лапидарен. Подчас он довольствуется лишь намеком
на место, где происходит действие («Встреча Марии и Елизаветы»,
Падуя, Капелла дель Арена); в большинстве случаев он ограничивает
количество участников действия („Благовещение Анне",
там же). Ничто не должно наносить ущерб ясности показа и
рассказа.
В
«Божественной комедии» Данте характеры обитателей загробного
мира также очерчены лаконично, но четко. Они предстают перед
читателями со всеми присущими им пороками и достоинствами,
и нет такой человеческой черты, которая была бы пропущена
Данте. Гордые и смиренные, мужественные и трусливые, щедрые
и корыстные, мудрые и неразумные — словом, все человечество,
как оно есть, возникает перед читателем „Божественной комедии".
Хотя мир этот вымышленный, воображение поэта, питающееся
реальной действительностью, уподобляет отдельные части его
вполне земным картинам. Адские пучины и озера похожи на
страшные пейзажи, встречающиеся на земле; гора чистилища
и леса на ней такие же, как земные горы и леса; адские чаны,
в которых кипятят лихоимцев, в точности похожи на чаны венецианского
арсенала, где кипятят смолу для того, чтобы конопатить суда.
И райские сады отнюдь не такие, каких не мог бы увидеть
реальный человек: они подобны прекрасным садам Италии.
Отметим
необыкновенную картинность поэтических описаний Данте, сделавших
его поэму естественным источником художественных сюжетов.
Одним из первых иллюстраторов „Божественной комедии"
был Сандро Боттичелли.
И
в творчестве Джотто главное — это человек. И природа и интерьер
нужны ему как фон для фигур. Его героям, обычно спокойным
и внутренне сдержанным, свойственно то чувство уверенности
в себе и внутреннего достоинства, которое станет основной
чертой героев у ренессансных художников. Правда, даже такому
новатору, как Джотто, очень трудно отказаться от вошедших
в плоть и кровь элементов схематизации. Лица многих его
персонажей в общем построены по одному типу, и не всегда
ему удается вдохнуть в них жизнь. Это же относится к пейзажу
и архитектуре. Художник строит их по определенной схеме,
создавая скорее некие обозначения элементов пейзажа или
построек, чем их достоверные изображения. Но тем более поразительны
замечательные завоевания Джотто, достигнутые в борьбе с
традициями, которые казались незыблемыми.
Джотто
по-новому трактует традиционные сюжеты, он даже вводит в
монументальную живопись новые сюжеты, почерпнутые им из
апокрифической литературы и из книжных миниатюр (например,
цикл Иоакима и Анны в Капелле дель Арена). Но главное то,
что он стремится к убедительному показу события, к правдивости
эмоций. В этом смысле он создал ряд образов, ставших в дальнейшем
своеобразным эталоном художественной выразительности. Достаточно
указать на величественную фигуру Марии в „Бегстве в Египет"
(Капелла дель Арена) или на скорбящих в „Оплакивании"
(там же). Правда эмоций проявилась с наибольшей, всепокоряющей
силой в „Поцелуе Иуды" (там же), где во встрече взглядов
Христа и Иуды отражается столкновение добра и зла. Это решение
одной из психологически наиболее сложных коллизий евангельского
повествования оказалось настолько новаторским, в такой мере
предвосхищающим собственно ренессансные решения, что на
него опирались в дальнейшем многие художники Возрождения
вплоть до Тициана в его дрезденском „Динарии кесаря".
Эти
особенности джоттовского искусства были с особой остротой
восприняты его современниками. Но колоссальный сдвиг, связанный
с именем Джотто, был очевиден не только для хронологически
близко стоявших к нему живописцев и широкого круга зрителей,
но и для мастеров кватроченто и Высокого Возрождения, о
чем свидетельствуют, например, высказывания Леонардо. Историческая
роль Джотто высоко оценена в труде Вазари, по существу,
подводящем итоги всей великой ренессансной эпохи. Следует,
однако, наряду с этим иметь в виду, что характерные для
Джотто элементы нового восприятия действительности важны
не только как начальный пункт в длительном процессе выработки
художественного языка новой эпохи, но и тем, что уже на
этом раннем этапе они были облечены самим художником в целостную
творческую концепцию, обладающую огромной самостоятельной
эстетической ценностью. Искусству Джотто в высшей степени
присуще синтезирующее начало — способность сделать новые
открытия базой для широкого творческого обобщения. Признаки
более объективной передачи действительности, вся новизна
впервые увиденных художником жизненных реалий оказываются
у Джотто в неразрывном единстве с высоким этическим и художественным
идеалом. Иначе говоря, Джотто первым из живописцев наступающей
великой эпохи дал образец новых форм художественной типизации,
когда в органическом сплаве реального и идеального оба этих
слагаемых выступают в своего рода классическом равновесии.
Перед нами самый ранний пример того высокого творческого
синтеза, который впоследствии найдет уже иные формы реализации
у великих итальянских живописцев, выступивших в ключевые
моменты ренессансной эпохи |