Джотто.
Избиение младенцев.

Фреска капеллы дель Арена . в Падуе. 1305 г.
Идиллическая сцена Бегства в Египет сменяется полной драматизма сценой Избиения младенцев. Рыдающие матери напрасно с мольбой простирает руки к царю, взирающего с резного балкона на расправу - в его сердце нет места милосердию, его имя стало нарицательным для жестоких людей.
  галерея библиотека каталог    

 



Можно выделить четыре наиболее характерных приема, при помощи которых Джотто раздвигает пространство.
I/ Сцены с изображением тесной группы людей, которые являют собой уплотненную массивную форму, требующую не менее устойчивой опоры, что и другой форма. /"Женихи передают первосвященнику свои жезлы", "Обручение Марии и. Иосифа"/.
2/ "Пейзажные" сцены, где скалистые уступы представляются структурами, отодвигающими заднюю плоскость./"Возвращение Иоакима к пастухам", "Бегство в Египет"/.
3/ Сцены, вынесенные из интерьера наружу, где архитектура не только антураж действия, но и дополнительная масса, отстаивающая измеряемое пространство /"Избиение младенцев", "Изгнание торговцев из храма"/.
4/ Интерьерные конструкции /"Надругание над Христом", "Христос перед Каифой", "Тайная вечеря"/. Интерьер иначе раздвигает пространство. Если пространство "на открытом воздухе" расширяется за счет изображения "тяжелых" структур, положенных на почву, то конструкция помещения, показанная изнутри, как бы вгрызается, вдавливается жесткими нервюрами в инертную неизмеряемую субстанцию, отстаивая тот кусочек поля, на котором могло бы поместиться действие. Этот прием так же четко прослеживается в алтарном образе в Уффици "Мистера святой Цецилии" /около 1310 г./ /"Крещение брата Валерия", "Валерий возвращается к своей жене Цецилии"/.

* * *

Избиение младенцев - единственный сюжет капеллы Скровеньи, в котором появляются два архитектурных мотива вместо одного. Лоджия Ирода и центрическая восьмиугольная постройка, вдохновленная каким-нибудь капеллой или баптистерием (возможно содержит намек на крещение кровью вместо крещения водой для несчастных новорожденных). Эта постройка даже более точно, чем в Ассизи, характеризуется своей объективной архитектонической реальностью. На этой сцене Джотто используя эффекты света и тени, еще более действенный и тонкий, чем в Ассизи (видно, как они сгущаются под крышей лоджии Ирода), продемонстрировал возрастание реализма в его видении окружающего мира, даже в сценах наиболее возвышенного сюжетого строя.

Этой сцена пересекается с Предательством Иуды отсутствием священных фигур, внимание сосредоточено на отрицательном герое, палаче, который направляет шпагу в младенца на руках матери. Вторая фигура кровожадного силача своим остроконечным капюшоном еще более способствует ассоциированию сцены с казнью.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет " Евангелие от Матфея 2:16-18.