Эта
сцена повествует нам о событии, относящемуся к раннему детству
Христа. Вскоре, после рождения Иисуса ангел сообщил во сне
его отцу, Иосифу, что семейство должно бежать в Египет.
Ирод, царь иудейский, которому сказали, что в Вифлиеме родился
мальчик, призванного стать "царем иудейским",
в страхе приказал истребить всех младенцев в возрасте до
двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях. Этот
евангельский сюжет (и собственно бегство в Египет, и самого
избиения младенцев) был необычайно популярен в еропейской
церковной живописи. У Джотто бегство, менее всего похоже
на бегство в прямом значении этого слова; перед нами - величественная
процессия, чинно и неторопливо следующая через каменистую
пустыню. Джото умел писать животных так же искусстно, как
и людей, о чем свидетельствует изображенный на этой фреске
ослик. Композиция картины имеет пирамедальную форму, основой
которой является ослик, а вершина фигура Богородици и младенца
Иисуса, как бы "вписанные" в очертания каменистого
холма.
Идиллическая сцена Бегства в Египет сменяется полной драматизма
сценой Избиения младенцев. Рыдающие матери напрасно с мольбой
простирают руки к царю, взирающего с резного балкона на
расправу - в его сердце нет места милосердию, его имя стало
нарицательным для жестоких людей.
Избиение
младенцев - единственный сюжет капеллы Скровеньи, в котором
появляются два архитектурных мотива вместо одного. Лоджия
Ирода и центрическая восьмиугольная постройка, вдохновленная
каким-нибудь капеллой или баптистерием (возможно содержит
намек на крещение кровью вместо крещения водой для несчастных
новорожденных). Эта постройка даже более точно, чем в Ассизи,
характеризуется своей объективной архитектонической реальностью.
На этой сцене Джотто используя эффекты света и тени, еще
более действенный и тонкий, чем в Ассизи (видно, как они
сгущаются под крышей лоджии Ирода), продемонстрировал возрастание
реализма в его видении окружающего мира, даже в сценах наиболее
возвышенного сюжетого строя.
Эта
сцена пересекается с Предательством Иуды отсутствием священных
фигур, внимание сосредоточено на отрицательном герое, палаче,
который направляет шпагу в младенца на руках матери. Вторая
фигура кровожадного силача своим остроконечным капюшоном
еще более способствует ассоциированию сцены с казнью.
"Тогда
Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах
его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от
волхвов.
Тогда
сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
глас
в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет
о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет " Евангелие
от Матфея 2:16-18. |