Джотто.
Бегство в Египет.

Фреска капеллы дель Арена в Падуе. 1305 г.
Уступы скал становятся для художников этого времени еще одним приемом, наравне с изображением архитектурных кулис, отвоевывающим кусочек измеряемого пространства. Этот прием неоднократно использовался Джотто во фресках Капеллы дель Арена в Падуе /около 1305 г./, в таких, как "Возвращение Иоакима к пастухам", "Бегство в Египет". Если построить схематичное изображение этих скал, то ступенчатость обнаруживается еще больше. Сочетание вертикальных и горизонтальных плоскостей дается в разных ракурсных сокращениях, а это вызывает ощущение объема скалистых образований. Объем, будто камень, положенный на свисающую ткань, придавливает ее к почве, отвоевывая кубатуру пространства.
  галерея библиотека каталог    

 


Эта сцена повествует нам о событии, относящемуся к раннему детству Христа. Вскоре, после рождения Иисуса ангел сообщил во сне его отцу, Иосифу, что семейство должно бежать в Египет. Ирод, царь иудейский, которому сказали, что в Вифлиеме родился мальчик, призванного стать "царем иудейским", в страхе приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях. Этот евангельский сюжет (и собственно бегство в Египет, и самого избиения младенцев) был необычайно популярен в еропейской церковной живописи. У Джотто бегство, менее всего похоже на бегство в прямом значении этого слова; перед нами - величественная процессия, чинно и неторопливо следующая через каменистую пустыню. Джото умел писать животных так же искусстно, как и людей, о чем свидетельствует изображенный на этой фреске ослик. Композиция картины имеет пирамедальную форму, основой которой является ослик, а вершина фигура Богородици и младенца Иисуса, как бы "вписанные" в очертания каменистого холма.

Идиллическая сцена Бегства в Египет сменяется полной драматизма сценой Избиения младенцев. Рыдающие матери напрасно с мольбой простирают руки к царю, взирающего с резного балкона на расправу - в его сердце нет места милосердию, его имя стало нарицательным для жестоких людей.

Избиение младенцев - единственный сюжет капеллы Скровеньи, в котором появляются два архитектурных мотива вместо одного. Лоджия Ирода и центрическая восьмиугольная постройка, вдохновленная каким-нибудь капеллой или баптистерием (возможно содержит намек на крещение кровью вместо крещения водой для несчастных новорожденных). Эта постройка даже более точно, чем в Ассизи, характеризуется своей объективной архитектонической реальностью. На этой сцене Джотто используя эффекты света и тени, еще более действенный и тонкий, чем в Ассизи (видно, как они сгущаются под крышей лоджии Ирода), продемонстрировал возрастание реализма в его видении окружающего мира, даже в сценах наиболее возвышенного сюжетого строя.

Эта сцена пересекается с Предательством Иуды отсутствием священных фигур, внимание сосредоточено на отрицательном герое, палаче, который направляет шпагу в младенца на руках матери. Вторая фигура кровожадного силача своим остроконечным капюшоном еще более способствует ассоциированию сцены с казнью.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет " Евангелие от Матфея 2:16-18.