15
апреля 1285 г. община Марии флорентийской церкви Сайта Мария
Новелла поручила Дуччо написать большой образ Мадонны для
их капеллы. В XVI в. эту картину перенесли в другую часовню
этой церкви, в капеллу Ручеллаи, отсюда и название картины.
Эта форма алтарного образа с треугольным фронтоном была
обычной в итальянской живописи XIII в.
Широкая расписанная рама, украшенная полуфигурными изображениями
Иисуса, двадцати четырех пророков и доминиканских святых,
в том числе мученика Петра и основателя общины, редко встречается
среди сохранившихся памятников той эпохи. Почти все пространство
картины заполняет облаченная в сине-зеленый плащ бестелесная
фигура Мадонны, восседающей на богато украшенном резьбой
деревянном троне. На коленях она держит младенца в белом
с золотом одеянии. Трон царицы Небесной с благоговением
спускают на землю коленопреклоненные ангелы, по три с каждой
стороны. Детализированное, пространственное изображение
трона подчеркивает правдоподобность сцены.
Изображение
трона, показанного в ракурсе немного сбоку, следует традициям
мастеров старшего поколения, его можно сравнить со станковой
картиной Гвидо да Сиена и с ассизской фреской «Маэста» Чимабуэ.
Однако непосредственное лирическое изображение Мадонны и
воздушные фигуры ангелов чужды пластичным фигурам Чимабуэ,
в них находят дальнейшее развитие скорее устремления современной
сиенской школы в духе французской готики. Легкая декоративная
игра линий на картине Дуччо, живописность прозрачно сияющих,
теплых цветов - новые явления в итальянской живописи.
Источники:
1. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века/'Корвина', Венгрия,
Будапешт - 1988 |