Византийскому искусству была свойственна вполне определенная
эмоциональность, но достаточно сдержанная. "Мадонна"
Чимабуэ обладает тонкой одухотворенностью, в ней больше
мягкости и человечности, чем в Мадоннах византийских икон.
Уплощенный характер построения формы подчеркивается традиционным
золотым фоном. Композиция строго симметрична. Правая часть
почти зеркально отражает левую. Зеркальность нарушается
только в фигурах Марии и Христа. Упорядоченность расположения
вызывала впечатления незыблемости и покоя, а массивность
трона еще больше это подчеркивает. Византийские построения
более "легки", они не столь явно "тяготеют"
к пространственному низу. Это существенный момент: изображению,
в котором ощущается материальная тяжесть, требуется достаточно
устойчивый подиум.
|