Амброджо Лоренцетти.
Аллегория доброго и злого правления.

Палаццо Пубблико. Сиена. 1338 г.

Амброджо Лоренцетти выделялся среди мастеров этого этого времени обостренным вниманием к пространственным решениям различных композиций. В 1338 году Амброджо приступил к исполнению фресок "Аллегория доброго и злого правления" для Зала Девяти сиенского Палаццо Пубблико. Это первое произведение на светскую тему, в содержание которого заключен не столько религиозный, сколько философский и политический смысл.
  галерея библиотека каталог    

 


Во фреске "Аллегория доброго правления" художник изобразил по сторонам справедливого монарха нравственные добродетели, параллельно, в поврежденной фреске "Аллегория злого правления" тиран в окружении пороков. В третьей фреске показываются последствия доброго правления, развертывается обширная панорама города и его повседневной жизни. Амброджо старался обхватить возможно более обширное пространство, наполняя его множеством фигурок людей, на которых зритель смотрит как бы с высокой позиции. Наверху' фрески оставлен лишь небольшой кусочек неба. Взгляд наблюдателя движется по ступенчатому объему одновременно вверх и вглубь. Если представить картинное пространство как куб и провести от нижнего переднего края к верхнему дальнему диагональ и построить на основе этого плоскость, то это схематически показывает принцип построения пространства фрески, а также многих "пейзажных" изображений данного периода. Отличие от произведений мастеров 20-ых годов состоит в том, что Амброджо стремится передавать переходы между пространственными зонами не в виде резких ступенчатых рывков, а плавно, сглаживая острие ребра и углы.