Пространственное
развитие шло не по пути "закрытого" интерьерного
пространства, а за счет нового понимания пейзажных конструкций.
И все же не стоит противопоставлять линии развития интерьерных
и пейзажных построений - обе линии сосуществовали в произведениях
художников, и через их взаимосвязь возникало то пространство,
которое вскоре было оформлено теорией линейной перспективы.
Интерьер давал понимание четкой конструктивной основы, ценности
линии и их ракурсной совокупности как главного момента в
построении единой пространственной системы. А через пейзаж
проявлялось стремление к зрительно глубокому изображению
- он помог практически освоить понятия "горизонта"
и "глубинных зон".
Пространство в произведениях художников треченто можно назвать
ступенчатым. Оно делилось на ряд глубинных зон, которые
ступенька за ступенькой вели зрителя в глубь картины, причем
каждая из этих зон строилась независимо друг от друга. Единство
картины формировалось как единство дробных частей. Необходим
был еще один шаг, чтобы единство перестало пониматься как
сумма частей, чтобы все подчинилось общей идее и обрело
системный характер. Таким образом, в начале ХУ века были
созданы предпосылки для обоснования математически измеряемого
иллюзорного пространства. Художники стремились создавать
изображение уже не ограниченной, а большой глубины, хотя
глубина строилась интуитивно, без опоры на четко сформулированные
законы. |